Презентация, доклад по развитию речи Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников.

Содержание

Актуальность проблемыЗаключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста

Слайд 1Проект на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
“Учите

ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Проект на тему «Использование приёмов мнемотехники  в развитии речи старших дошкольников» “Учите ребёнка каким - нибудь

Слайд 2Актуальность проблемы
Заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной

речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста
Актуальность проблемыЗаключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам

Слайд 3Цель проекта


Изменение системы обучения детей связной речи

Цель проекта Изменение системы обучения детей связной речи

Слайд 4Задачи
Изучить методы эффективного обучения детей связной речи
Апробировать методы мнемотехники в организованной

учебной деятельности в образовательной области «Коммуникация»

Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников

Организовать обучение родителей

ЗадачиИзучить методы эффективного обучения детей связной речиАпробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области «Коммуникация»Разработать

Слайд 5Этапы реализации проекта:








I этап - подготовительный
1. Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме

формирования связной речи у дошкольников.
2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3. Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

II этап - основной.
1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами.
3.Организация консультаций для родителей

III этап - заключительный.
Оформление результатов проекта
Продукт проекта:
1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники.
2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников

Этапы реализации проекта:  I этап - подготовительный1. Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у

Слайд 6 . Истомина З.И. в

своем исследовании, посвящённом изучению влияния  словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы
У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно - образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

.      Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния  словесного

Слайд 7
Структура мнемотехники

Структура мнемотехники

Слайд 8Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно

переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже -

Слайд 9Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи

детей

Мнемотаблицы -
схемы

Обогащение
словарного
запаса

Обучение
составлению
рассказов

Пересказ
художественной
литературы

Отгадывание
и загадывание
загадок

Заучивание
стихов

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детейМнемотаблицы -схемыОбогащение словарного запасаОбучение составлению рассказов

Слайд 10
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.
ЗАУЧИВАНИЕ  СТИХОТВОРЕНИЙВ руки овощи берем,Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок,  Помидор, горох, лучок.

Слайд 11
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ  ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Слайд 12
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Слайд 13
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые

шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕЗимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не

Слайд 14Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что

на ней
изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в
образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме или чтение
стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.
происходит отработка метода запоминания.
Последовательность работы с мнемотаблицами:1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

Слайд 15Ожидаемые результаты
1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию

метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме.
3.Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми.
4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи.
Ожидаемые результаты1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей

Слайд 16Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников
В качестве оценки эффективности развития

речи детей старшего дошкольного возраста на начало года были взяты такие критерии:
1. Показатель связности речи - использование языковых средств связи;
2. Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
3. Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% - с III (средним) уровнем, 60% - с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи.

Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольниковВ качестве оценки эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста на

Слайд 17Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников
В качестве оценки эффективности развития

речи детей старшего дошкольного возраста на конец года были взяты такие критерии:
1. Показатель связности речи - использование языковых средств связи;
2. Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
3. Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.


К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи.

Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольниковВ качестве оценки эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста на

Слайд 18Сравнительная диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников


Таким образом, мы доказали

эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов.
Сравнительная диагностика уровня развития связной речи старших дошкольниковТаким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по

Слайд 19Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:


У детей увеличивается

круг знаний об окружающем мире

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории

Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек

Словарный запас выходит на более высокий уровень

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:У детей увеличивается круг знаний об окружающем миреПоявляется желание

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть