Слайд 1Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Презентация
по предмету «Теория и методика развития речи»
Тема: «Писатель Агния Львовна Барто»
Выполнила:
студентка группы 144-З6
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
(заочная форма обучения)
Трухманова Наталья Николаевна
Нижний Новгород – 2017
Слайд 2Агния Львовна Барто
Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года в
Москве в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Барто очень любила отца, и он был главным слушателем и критиком ее стихов.
Слайд 3Детство и юность поэтессы
Стихи Барто начала писать в раннем детстве,
в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам».
Агния была единственным ребенком в семье. Она училась в гимназии, изучала французский и немецкий языки.
Юность Агнии пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов.
На выпускные зачеты хореографического училища приехал нарком просвещения Луначарский. Агния под музыку Шопена читала свое длинное стихотворение «Похоронный марш». Луначарский через несколько дней пригласил ученицу в Наркомпрос и сказал, что, слушая «Похоронный марш», понял, что она обязательно будет писать веселые стихи.
В 1924 году она кончила хореографическое училище и была принята в балетную труппу. В 1924 году Агния Барто закончила хореографическое училище и собиралась стать балериной, поскольку была принята в балетную труппу. Она очень любила танцевать. В одном из ранних стихотворений у нее есть такие строчки:
«Только тусклых дней не надо
Однозвучен тусклый тон…
Пляска – радость и услада…»
Но балетная труппа эмигрировала. Отец Агнии был против ее отъезда и она осталась в Москве.
Слайд 4Ранее творчество Агнии Барто
В 1925 году Агния Барто принесла в
Госиздат свои первые стихи и в этот же год были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Стиль ее стихов очень лёгкий, они хорошо запоминаются:
«У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу».
Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка.
Слайд 5Ранее творчество Агнии Барто
Слава пришла Агнии Барто довольно быстро, но не
добавила ей смелости, поэтесса была очень застенчива.
Однако, беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: «Мальчик наоборот» в 1934 году, «Игрушки» в 1930 году и «Снегирь» в 1939 году.
Слайд 6Ранее творчество Агнии Барто
Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко
и с мягким юмором. Таково стихотворение «Снегирь» (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать «хорошим», чтобы родители согласились купить ему птицу, мучительно переживает эту необходимость:
Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает:
Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки.
Слайд 7Творческий путь Агнии Барто в военное и послевоенное время
О том,
что война с Германией неизбежна, Агния Барто знала. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. На Урале Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, где по его совету получила профессию токаря второго разряда.
В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать «взрослым писателем». Вернее — фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но всё же очень тосковала по Москве.
В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».
Слайд 8Творческий путь Агнии Барто в военное и послевоенное время
После смерти сына
Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну. Но не стала меньше работать, даже наоборот. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Этой поэме была уготована особая судьба. Стихи для детей превратили Агнию Барто в «лицо советской детской книги», влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. Но «Звенигород» сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя.
Необходимо отметить, что в целом в послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20-30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. Тематический спектр произведений самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения и уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка. Так возникает цикл «Я расту» (1968 г.), в котором прослеживается процесс взросления.
Слайд 9 В 1970 г. Барто, издает сборник «За цветами в зимний лес»
(Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался «непоэтическим», и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.
Значительный интерес представляет сборник «Переводы с детского» (1976 г.), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира.
В 1976 г. Барто выпустила книгу «Записки детского поэта», обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о «современности, гражданственности и мастерстве», как о «трех китах», на которых должна стоять детская литература.
Слайд 10Агния Барто – сценарист
В кино как сценарист Агния Барто дебютировала в
1939 году в кинофильме «Подкидыш», снискавшем большую популярность у зрителей.
Затем она написала сценарии детских фильмов «Слон и веревочка» (1946 г.) и «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «10000 мальчиков» (1961 г.), а также новеллы «Черный котенок» в киноальманахе «От семи до двенадцати» (1965 г.).
В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма «Ищу человека». В основе фильма, поставленного по одноименной книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.
Слайд 11Влияние творчества поэтессы
на детей
Общественная позиция Барто определилась с первых
ее шагов в литературе: современность — ее главная тема, дети — основные герои, воспитание высокой гражданственности — ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно. Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка,
Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь.
Одно из самых замечательных произведений Барто, где отражена забота о детях, которых война осиротила, а Советская страна усыновила,— «Звенигород».
Раскинулся Звенигород
Над Москвой-рекой.
Звенигород — не пригород,
А город есть такой.
Слайд 12 В этой небольшой поэме с таким поэтическим заглавием (старинное название города
по-новому звучит и осмысливается благодаря совсем новому, необычному содержанию) дан кусочек жизни детей трудной печальной судьбы.
Новый двухэтажный
На пригорке дом,
Тридцать юных граждан
Проживают в нем.
...Тридцать братьев и сестер —
Шумное семейство...
...Дочки тут и сыновья.
Что же это за семья?
Это дети убитых на войне, дети, потерявшие семьи в годы страшного нашествия фашистов на нашу землю. Дети, подобранные в развалинах у сожженных домов, на дорогах, оставшиеся без крова, без семьи, без материнской ласки и заботы. Дом в Звенигороде стал родным домом для этих обездоленных ребят, порой даже не помнящих отца и мать.
Очень верным, что Барто в «Звенигороде» в основу сюжета взяла праздник в доме сирот, к тому же праздник этот совсем особый, введенный в обиход только у нас и в наше время: каждый месяц праздновался «день рождения» всех тех, кто в этом месяце родился.
День рождения Никиты
Два бойца в избе разбитой
Записали наугад.
А сейчас он мчится в сад.
Сад стоит дождем умытый.
Солнце... птичьи голоса...
— Мне шесть лет! —
Кричит Никита.—
Я сегодня родился!
— Чудеса! — кричит Сережа.—
И мое рожденье тоже!
Целая бригада!
Всех поздравить надо!
Слайд 13
Смех — первый помощник Агнии Барто в общении с детьми, главный
союзник в ее работе воспитателя. Но подчас она смеется над тем, что и невесело, и нерадостно.
Она любит давать имена своим героям — у нее почти нет безымянных мальчиков и девочек, «вообще пионеров» — у нее действуют «индивидуальности», часто их имена так крепко связаны с их характеристикой, что становятся уже нарицательными. Такова, например, «Леночка с букетом», которая не учится, а только выступает с приветствиями.
...Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом,
То придет на юбилей,
То на съезд учителей.
...Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу...
Слайд 14
Сатира Барто меткая, острая, но не злая; автор знает, что у
ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков.
Ее сатира разнообразна — можно проследить, как она развивалась и углублялась. Сначала это было высмеивание какой-то одной смешной черты в человеке (например, «Болтунья»); затем цельный сатирический портрет («Наш сосед Иван Петрович»), потом высмеивалось уже какое-то злободневное явление в быту, в школе, в семье, несовместимое с идеей коммунистической нравственности — вспомним «Лешеньку», вспомним ребят, насчитывающих себе «очки» за добрые поступки («Три очка за старичка»). Зачастую стрелы ее сатиры нацелены не только на ребят, но и на родителей, воспитателей. Это делает ее сатиру еще действеннее, тем более что автор тактичен и «подтекст», который дойдет до взрослого, не заставит догадаться ребенка, что тут намек на маму или папу.
...Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы.
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.
...Нам не до птичьих голосов,
Проводим утро у весов.
Нельзя бродить нам по лесам:
Все по часам! Да по весам!
А в дождь — мы сразу под навес,
Ребята ценятся на вес!
Слайд 15 Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно
повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры — каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые.
Возьмем для примера знаменитое стихотворение «Уронили мишку на пол...»:
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Так говорит маленькая девочка, и в этом видна и жалость к потрепанной игрушке, и благодарность ей, и желание защитить от кого-то.
Но вот другая, более поздняя миниатюра про жука, которого закрыли зимней рамой:
...А он живой,
Он жив пока...
И ребенок требует, чтобы жука освободили. Здесь тоже добрый порыв, тоже жалость, но маленький человек раскрывается здесь по-иному, более глубоко, обнаруживая человечность, бережное отношение ко всему живому. Воспитание чувства — вот задача, которую ставит перед собой поэт, отсюда и поиски новой лирической интонации.
Слайд 16 В лирике Барто появились стихи, в которых с большой теплотой раскрывается
самосознание ребенка, осмысливание своего «я» («Я люблю ходить вдвоем», «В пустой квартире», «Думают ли звери», «Я расту»). Малыш сделал необыкновенное открытие:
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту,
Когда гляжу
В окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.
В этом открытии — и удивление, и гордость, и какое-то новое ощущение себя в мире. И так естественно мир расширяется в стихах, в них уже по-другому входит природа, животные, птицы, деревья, ощущение доброго содружества с природой. Осенью, когда птицы готовятся к отлету в теплые края, скворец вдруг вернулся в сад к своему скворечнику — и автор вместе с ребенком говорит грустно и радостно:
К нам прилетела птица
Проститься...
(Перед отлетом).
В стихотворении «В защиту Деда Мороза» Барто осуждает равнодушный подход к сказке, убивающий всякую фантазию, не дающий пищи воображению детей, не верящих в Деда Мороза, а рассудочно оценивающих, где, на какой елке лучше подарки:
Есть и стихи «На букву «Л».
Не удивляйтесь — я влюблен,
Хотя и сам я удивлен,
Понять не в состоянье,
В каком я состоянье.
Слайд 17
Советское правительство высоко оценило поэтический труд Агнии Барто: она лауреат Ленинской
и Государственной премий, награждена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями. Эти награды есть выражение того широкого признания, каким удостоили ее наши дети и наша страна.
Похоронена Агния Львовна 1 апреля 1981 года на Новодевичьем кладбище.