Слайд 1В рамках проекта
«С улыбкой в детский сад!»
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
В НОВОЙ
СРЕДЕ
Слайд 2Содержательные вопросы:
Особенности поведения детей, родителей и педагогов в период адаптации.
Принципы
и критерии успешной адаптации.
Педагогическое взаимодействие специалистов ДОО с семьями воспитанников в адаптационный период. Технология психологической поддержки ребенка и семьи.
Взаимодействие педагога с детьми в период адаптации: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды.
Целостная система взаимосвязанной деятельности специалистов в ДО
Организация контроля за развитием ребенка раннего возраста в период адаптации.
Слайд 3(В. А. Сухомлинский)
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек
не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств –
на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка».
Слайд 4Понятие адаптации
В других источниках адаптация:
постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в
органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.
Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать, как способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Слайд 5Существуют различные виды адаптации:
Социальная адаптация – приспособление человека к социальным условиям
существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался в данный момент времени.
В другом источнике социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.
Слайд 6
Адаптация неизбежна когда возникает противоречие между:
Нашими возможностями;
Возможностями среды.
Выделяют три стиля,
с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
1) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
2) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
3) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться
к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
Слайд 7В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает
к определённому
режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним.
В соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении.
Жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.
У ребёнка меняется целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми.
Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей.
Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Слайд 8Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей.
Дети в
возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.
Сон их становится прерывистым и беспокойным.
Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов.
Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок.
Речь затормаживается.
Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание.
Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана:
повышение температуры;
расстройство функций желудка;
изменение кожного покрова и т. п.
Слайд 9Что влияет на характер адаптационного периода?
Уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие
дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
Социальные условия проживания ребенка в семье. (Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых)
Главное для ребёнка – это взрослый.
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Слайд 10В период адаптации следует учитывать потребность ребенка в общении.
Выделяются примерно
три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми.
Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится
от 20 дней до 2–3 месяцев.
Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми.
Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–20 дней.
Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней.
Слайд 11Группы адаптации в соответствии с группами по присущим различиям в поведении
и потребности в общении.
К I группе адаптации относятся дети, бездеятельно негативно относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят
в уголке, отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая «мама», «где моя мама». Уговоров воспитателя не слышат. Это дети,
у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Для детей II группы свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать, отвечать на все вопросы, но детей, уже посещающих детский сад, первое время сторонятся. У детей II группы уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 12Что еще влияет на процесс адаптации ?
На процесс адаптации ребёнка
влияют:
достигнутый уровень психического и физического развития;
состояние здоровья;
степень закаленности;
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
личностные особенности самого малыша;
уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Слайд 13Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском
организме.
Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.
Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребёнка. Но и поведение приводит взрослых в смятение.
В новом детском коллективе ребёнок постоянно находится как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту.
Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу космонавта, отправляющегося в полет.
Слайд 14Адаптация определяется следующими факторами:
Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, физически
развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния, и, как следствие, они часто болеют.
Врачи и психологи различают три степени адаптации:
легкую, среднюю и тяжелую.
Критерии степени тяжести адаптации:
эмоциональное состояние малыша;
его отношение со сверстниками;
отношения со взрослыми;
сон и аппетит;
частота и длительность острых заболеваний.
Слайд 15 Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1) легкая адаптация
– поведение нормализуется в течение 10–15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса;
3) тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Слайд 16Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребёнка.
Чтобы более детально
и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребёнка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль или портрет (ЭП)
ребёнка, впервые поступившего в обычный детский сад.
Он включает следующие показатели.
Слайд 17Встречаются в основном у каждого ребёнка, впервые адаптирующегося к новому организованному
коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен.
При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит, как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить. И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь, вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
1. (ЭП) Отрицательные эмоции
Слайд 18Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья
до постоянного плача.
Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребёнок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто «подпевает» в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребёнка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Слайд 192. (ЭП) Страх
Обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «компаньон» и «друг».
Навряд ли удастся встретиться с ребёнком, который не испытал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом.
Чего боится малыш?
неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми;
новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу;
что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.
Очень часто педагоги и родители невольно сами провоцируют его глобальный страх.
И этот страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
Слайд 203. (ЭП) Гнев
Возникает на фоне стресса.
У ребёнка вспыхивает гнев, который
прорывается наружу, написанный буквально на лице.
В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребёнок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
Слайд 214. (ЭП) Положительные эмоции
Противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их.
Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны».
Чем легче адаптируется ребёнок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребёнка адаптационного процесса.
Особенно благоприятна радость. Вообще улыбка и веселый смех, пожалуй, – главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода
Слайд 225. (ЭП) Социальные контакты
Коммуникабельность ребёнка – это благо для успешного
исхода адаптационного процесса.
Однако в первые дни нахождения в дошкольной организации у некоторых малышей утрачивается и это свойство.
Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ваш ребёнок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребёнку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками.
Слайд 23В такой момент малыш, обычно плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее
за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру, пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей.
Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и «жалят» посильнее роя пчел.
Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один. Как только малыш сможет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребёнка.
Слайд 246. (ЭП) Познавательный деятельность
Верный «друг» всех положительных эмоций. Как и
они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
Эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими.
Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. «Почемучка» словно в зимней спячке,
и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется или, в конце концов, вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Слайд 257. (ЭП) Социальные навыки.
Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько,
что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.
Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду.
Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца.
Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком.
Не знает, когда надо говорить «спасибо».
Ну, словом, маленький дикарь.
Однако же по мере адаптации ребёнка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Слайд 268. (ЭП) Особенности речи
У некоторых малышей на фоне стресса меняется
и речь в сторону регресса, не прогрессируя.
Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных становятся односложными.
В ответах на вопросы – «телеграфный стиль». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть.
Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребёнка пополнение его активного словарного запаса.
Слайд 279. (ЭП) Двигательная активность
Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в
пределах нормы. Ребёнок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную
в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребёнка.
Слайд 2810. (ЭП) Сон
Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час
малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати.
По мере привыкания к детсаду ребёнок начинает засыпать. Но этот сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием ребенка или внезапным его пробуждением.
Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит.
Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон.
И только лишь когда ребёнок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Слайд 2911. (ЭП) Аппетит
Чем менее благоприятно адаптируется ребёнок, тем хуже его аппетит,
отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребёнок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
На фоне стресса ребёнок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
Слайд 30
Необходимо также знать, что у ребёнка во время адаптационного процесса внезапно,
без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах».
Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.
Слайд 31Выделено три этапа (или фазы) адаптационного процесса:
1. Острая фаза – сопровождается
разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3–5 месяцев.
3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии.
Этапы адаптационного периода
Слайд 32Адаптация у каждого ребёнка проходит
с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей.
Но
и воспитателям, и родителям – словом всем взрослым, которые окружают ребёнка в этот период, необходимо помнить, что причиной изменений в поведении и общем состоянии становится отнюдь не упрямство, а страх перед новым.
Так же как и взрослые, дети боятся, не умея контролировать свои реакции.
А значит, задачи родителей и педагогов – поддержать ребёнка на сложном пути взросления.
Слайд 33Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
Манипулирование детьми.
Индивидуально-личностные особенности персонала.
Межличностные отношения
детей в группе. Враждебность окружающей среды.
Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
Неправильная организация общения.
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
Неблагоприятные погодные условия.
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
внешние и внутренние источники угрозы
психологической безопасности ребенка
Слайд 34Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
Привычки негативного поведения в результате
неправильного воспитания в семье.
Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
Отсутствие автономности.
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, то есть вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
(Взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания)
Слайд 35Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:
Нецелесообразное удовлетворение естественных
потребностей (в пище, отдыхе), нарушение режима дня;
Игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи;
Ограничения самостоятельности;
Выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослым;
Игнорирование особенностей нервной системы ребенка;
Стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку;
Бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой развивается ребенок;
Слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным состояниям.
Слайд 36ПРИНЦИПЫ успешной адаптации ребенка
к дошкольному учреждению
Принцип гуманизма как основополагающий.
Суть его
в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка
в дошкольную организацию – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
Слайд 37
Принцип природосообразности и индивидуализации
предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в
организации процесса адаптации;
учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желания
и т. д.
Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности
означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
Слайд 38Принцип индивидуального подхода
в создании специальных условий для деятельности и общения с
ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
Слайд 39Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
акцентирует внимание на повышении роли
семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи,
и наоборот.
Слайд 40Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога,
медицинских работников, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Принцип анализа и самоанализа
(рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом,
за личностным ростом участников взаимодействия.
Слайд 41Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды.
Правильно организованная развивающая
среда способствует:
более быстрой адаптации ребенка;
поддержанию эмоционального благополучия малыша;
развитию познавательного интереса.
Как успешно организовать процесс адаптации?
Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий
Для этого в адаптационной группе важно организовать следующие
содержательно-деятельностные зоны:
Слайд 42Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математикой, развитием речи:
поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей.
Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.
Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требование: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.
Слайд 43Условия для создания успешной адаптации ребенка
Мебель в группах лучше расставлять таким
образом, чтобы получались изолированные уголки, по образцу маленьких комнаток для игр, чтобы дети чувствовали себя уединенно и комфортно.
Желательно, чтобы в детском саду были живой уголок, много комнатных растений, как в зимнем саду.
В каждой группе должен быть оборудован спортивный уголок, где ребенок в любое время может заниматься физическими упражнениями.
Спальные комнаты для детей лучше оснастить прикроватными занавесками, чтобы оградить малышей друг от друга на время дневного сна, потому что в большой разгороженной комнате, где много детей, некоторым из них бывает трудно заснуть. Отгороженность спального места ребенка позволит ему ощутить защищенность, придаст спальне более комфортный и уютный вид и поможет расслабиться, почувствовать себя в домашней обстановке, особенно если рядом с ним лежит его любимая игрушка, принесенная из дома.
Слайд 44Алгоритм постепенного вхождения ребенка
в детский сад:
1-й шаг – приход ребенка
вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг – приход ребенка вместе с родителями в группу
во время свободной игровой деятельности;
3-й шаг – ребенок остается один на 1–2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-й шаг – ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2–3 часа;
5-й шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда;
6-й шаг – ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;
7-й шаг – ребенок остается один на целый день.
Последовательность в реализации всех этапов алгоритма, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.
Если эти минутки расставания мамы с ребенком будут в виде целенаправленной организованной деятельности, то малышу некогда будет вспомнить о том, где сейчас находится мама.
Слайд 45Характеристика форм работы с родителями
в адаптационный период
При взаимодействии с родителями
необходимо придерживаться следующих принципов:
целенаправленность, систематичность, плановость;
дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
возрастной характер взаимодействия с родителями;
доброжелательность, открытость.
Слайд 46Формы организации общения педагогов и родителей:
Информационно-аналитические (анкетирование, опрос). Основной задачей
являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых
педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, – это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность
в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Слайд 47
3. Наглядно-информационные
(папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь»,
«Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», присутствие родителей во время адаптационного периода
в группе и укороченное время пребывания ребёнка в группе в этот же период). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т. п.
Слайд 48Какие проблемы возникают у педагогов с родителями в период адаптации.
•
Отсутствие необходимых для современной семьи знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.
• В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель может быть профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания.
• Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
• Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т. д. Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
• Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.
Слайд 49Выводы:
Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении.
По-разному привыкают дети разного возраста в зависимости от того, что именно меняется у ребенка в связи с переходом в новые условия. Дети трудно привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения. Так же дети обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования.
Различна длительность и тяжесть привыкания к изменившимся условиям в зависимости от предшествующих условий воспитания детей в семье.
По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности.
Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.
Слайд 50Хорошее настроение – ЭТО лучший рецепт против плохого поведения.
Не осуждайте
малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение.
Ищите тот шаг, который приведет его к хорошему настроению, и поведение исправится.
Слайд 51Источники информации
1. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада:
управление процессом, диагностика. рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2011.
2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-психологическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.
3. Долженко Е. А., Богаткина О.В. (и др.) Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. – Волгоград: Учитель, 2015.
4. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии, Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: учитель, 2014.
5. Наумова А. А., Токаева Т. Э. (и др.) Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы. Программы адаптации, коррекции и развития. – Волгоград: Учитель, 2015.