Слайд 2Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как
правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Слайд 3 Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы
кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Слайд 4 Широкое распространение на Севере России имела кукла — берестушка, кукла была
изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли "бабушкина кукла").
Слайд 5 Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода
оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Слайд 6 В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День
и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Слайд 7 Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это
был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.
Слайд 8 Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за
печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
Слайд 9 У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного
календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Слайд 10 Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка,
отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
Слайд 11 В Крещенские дни делали куклу Крестец, ставили её у ведра с
водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.
Слайд 12 Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению,
обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).
Слайд 13Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было
знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
Слайд 14 На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали
в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".
Слайд 15 Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала
специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Слайд 16 Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу
часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Слайд 17Этих оригинальных куколок делали для самых маленьких, считалось, что кувадки отгоняют
от малыша злую силу. Были для него оберегом.
Разноцветных Кувадок можно класть в колыбельку или подвешивать над ней. Кукол младенчику может делать ТОЛЬКО ЕГО МАМА. Тогда получится самый грамотный оберег.
Слайд 18Технология
изготовления
куклы-куватки
Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в
связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.
Слайд 19Материалы:
Ситец – 20х20 см, 10х10 см.
2. Нитки х/б.
Инструменты:
Линейка.
Карандаш (мел).
Ножницы.
Шаблоны.
Слайд 20Последовательность изготовления
1. Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца.
Слайд 212. Большой квадрат свернуть в трубочку, предварительно подогнув края. Сложить пополам,
по линии шеи стянуть нитками. Можно добавить немного ваты. Это голова.
Слайд 223. Так же скатать в трубочку маленький квадрат. На обоих концах
оставить немного ткани и связать нитками. Это руки.
Слайд 234. Вложить руки под линией шеи под две трубочки. Перевязать нитками
крест-накрест, оформив грудь.
Слайд 245. Раскроить по шаблонам одежду для национального костюма. Одеть куклу.
Слайд 25Список литературы:
1. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева
– СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.
2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение.
3. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
5. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья / Сост. В.П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992.
Слайд 26Занятие разработала
учитель начальных классов
Смоленцева С.И.
первая квалификационная категория
педстаж 25 лет