Слайд 1«МАЛЕНЬКИЕ РЫЦАРИ И ПРИНЦЕССЫ»
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
Горшкова Марина Юрьевна
МБДОУ «Красномайский детский сад»
Слайд 2«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж.
Руссо
Слайд 3ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Образовательная область:
«Социально – коммуникативное развитие».
Интеграция
образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
СУБЪЕКТЫ ПРОЕКТА:
-воспитатели;
-дети 6-7 лет;
-родители.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно – творческий
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный
Слайд 4НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ
Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, что
многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Если в дошкольные годы не заложить у девочек такие черты характера, как мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, не развить предпосылки женственности и мужественности, то все это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами,
они будут плохо справляться со своими
семейными,
общественными и социальными ролями.
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных
стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми,
красивыми, изящными.
Значит, проблема воспитания и
обучения ребенка в соответствии с его полом
является актуальной задачей
педагогической работы
с детьми дошкольного возраста.
Слайд 6ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание условий для естественного развития ребёнка дошкольного возраста в
детском саду и семье с учётом гендерных особенностей
ЗАДАЧИ:
Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру.
Формирование адекватной полу модели поведения.
Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками.
Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка.
Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек.
Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении.
Слайд 7ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
У детей:
определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и
людям через игровую деятельность;
осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом;
У родителей:
получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Слайд 9Наши мальчики – сильны,
Остроумны, веселы!
Всем помогут! И в беде,
Выручат всегда, везде!
НАШИ
МАЛЬЧИКИ
Слайд 10НАШИ ДЕВОЧКИ
Наши милые девчушки – веселушки - хохотушки.
Любят песни петь, плясать,
книжки разные читать!
Слайд 11РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1-Й ЭТАП
Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет -
сайтов по данной проблеме.
Создание предметно - окружающей среды.
Подготовка дидактических игр, наглядного материала по теме.
Подготовка художественной литературы для чтения.
Изготовление лепбука.
Анкетирование родителей.
Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины –мамы, мужчины – папы.
Проживание с детьми вопросов:
-« Игры мальчиков и игры девочек. Какие они?»
-«В какие игры вы бы хотели играть в группе?»
Слайд 12Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде,
где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
2-й этап: основной
Слайд 13Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении
культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются опознавательные знаки (бусы – для девочек и галстук – для мальчиков), которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти.
Слайд 14В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре
происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
Игровая деятельность
Слайд 15В нашей группе созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты».
Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Слайд 16Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона
«Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Слайд 17Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые
поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Трудовая деятельность
Слайд 18Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в
образовательном процессе.
Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам:
«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
«Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
Познавательная деятельность
Слайд 19В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения
проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Слайд 20Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию
гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Чтение художественной литературы
Слайд 21ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями.
И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.
Слайд 23В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки
дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.
В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.
Слайд 25В музыкальной деятельности мы с педагогом также стараемся подходить к вопросам
воспитания и обучения дифференцированно.
На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Слайд 26Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный
подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:
Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)
Слайд 27Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому
важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.
Работа с родителями
Слайд 28Ко Дню защитников Отечества прошел спортивный конкурс
«А, ну-ка, мальчики!».
Участники
соревновались в силе, ловкости.
Слайд 29К Международному женскому дню организовали конкурс
«А, ну-ка, девочки!».
Мамы готовили
своих дочек к участию, помогали в выступлении.
Слайд 30Лэпбук знакомит с женскими и мужскими профессиями, содержит
игру на эмоции, игры «Одень мальчика,
одень девочку», «Кому что нравится», «Кто во что играет», «Собери чемодан», этапы взросления, разрезные картинки, алгоритм «Расскажи о себе», стихи, загадки и пословицы.
Задания развивают логику, мелкую моторику, память, внимание и содержат разнообразные игровые приёмы. Всё это очень нравится детям и они с удовольствием пользуются данным пособием и познают новое.
А вот, что у нас получилось.
РАБОТА С ЛЕПБУКОМ
Слайд 311.интернет-ресурсы , автор шаблона:Поташинская Марина Викторовна
учитель-логопед МБОУ ШИ №133г. Новосибирск
2. Азбука
общения", Л.М.Щипицына.
3."Развитие социальных навыков", О.Р.Меремьянина
4."Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп", Т.Н.Икрянникова.
5."Правила этикета - дошкольникам и младшим школьникам", И.А.Агапова, М.А.Давыдова.
6."Сюжетно - ролевые игры для социализации", А.Н.Харчевникова, В.А.Деркунская
7. Источник: http://refleader.ru/jgebewujgujgrna.html.
8.http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-formirovanie-gendernoi-prinadlezhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-hudozhestvenuyu-literaturu.html
ЛИТЕРАТУРА: