Слайд 1 Выполнила: Высоцкая Надежда Николаевна
«Особенности представлений
детей старшего дошкольного возраста
о Родине»
Слайд 2Актуальность
В результате реформирования современного российского общества образовался социокультурный кризис ценностей
и социальных норм, в частности в вопросах воспитания патриотических чувств. Он коснулся всех слоев населения, но особенно остро - детей. От того, как подрастающее поколение будет относится к своей Родине и своему Отечеству, будет зависеть благополучие и процветание российского государства.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Актуальность темы обусловлена требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования [46]. В документе указывается, что «познавательное развитие предполагает развитие представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках...»
Именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Слайд 3
Постановка проблемы
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема воспитания основ патриотизма у детей. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о Родине в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре Родины, малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей. У старших дошкольников представления о Родине имеют свои особенности, а именно: они достаточно конкретны, связаны преимущественно с семьей и природой. Знания об историческом прошлом страны и родного края недостаточно глубоки, интерес к прошлому и настоящему своего народа неустойчив
Слайд 4Методы исследования
Теоретический анализ научных источников по исследуемой теме, анализ понятий.
Эмпирические: психодиагностические
(беседа, проективный рисунок, экспертная оценка).
В качестве конкретных психодиагностических методик использовались следующие:
беседа об отношении к Родине, предложенная О.П. Кузнецовой;
пиктограмма «Родина»;
задание на ассоциации со словом «Родина»;
диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, предложенная М.Г. Барановой;
беседа «Знакомство детей с родной страной, народным творчеством и символикой России», предложенная Н.Г. Камратовой, Л.Ф. Грибовой.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ данных, применение статистического критерия.
Слайд 5Теоретическую основу нашего исследования составили работы отечественных педагогов и психологов: Н.В.
Алешиной, Л.В.Кокуевой, В.А. Кольцовой, А.Д. Кошелевой М.И. Лисиной, Я.З. Неверович, Е.О. Смрновой, В.А. Соснина.
Рабочее понятие нашего исследования - «представления о Родине», под которым мы понимаем сумму знаний об истории, культуре, традициях, обычаях своей семьи, родного края, России.
Слайд 6
Результаты ответов на вопрос «Какие причины могут заставить вас покинуть Родину
и куда?»
Эпидемия (33%), война (33%) называются дошкольниками в качестве основных причин для того, чтобы уехать из России в Америку («… она далеко…», на Северный полюс («… там нет врагов, там холодно…»), в Африку («…там тепло…»), на Марс («… очень далеко…»).
В отечественной истории в качестве наиболее известного события и запомнившегося дошкольников – это Великая Отечественная война.
Слайд 7Уровень знаний о стране, государственной символике, народном творчестве
Слайд 10Ассоциации со словом «родина»
Старшие дошкольники
Слайд 11Вся работа по формированию представлений о Родине у старших дошкольников должна
строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей. Формами работы по формированию представлений о Родине могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
Слайд 12Виды организованной образовательной деятельности по воспитанию патриотизма
Целевые прогулки. Тематические экскурсии
Слайд 15Посещение сельского храма. Причастие.
Слайд 16Проведение патриотических праздников
Слайд 17Организация патриотических уголков
Слайд 18Организация тематических выставок,
выставок детского творчества.
Слайд 19Организация и работа мини-музея
«Русская изба»
Слайд 21Народные и фольклорные праздники.
Слайд 23Экологические экскурсии,
проведение экологических акций
Вывод.
Задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о Родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли. В процессе работы важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Необходимо отбирать только те знания, которые будут доступны детям данного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего района, своей малой родины. Успех ознакомлении детей с малой родиной может быть достигнут в полной мере только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города.