Учитель
Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.
(О. Повещенко )
Слайд 3
Повар
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Сергей
Чертков
Слайд 4Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
Сергей Чертков
Слайд 5Врач
Доктора не бойтесь, дети! Он добрее всех на свете!
С ним давно
знакома я – это мамочка моя!
Слайд 6Шофер
Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер,
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль-
И машина
Мчится
вдаль!
Б. Заходер
Слайд 7Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь
да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Слайд 8
Продавец
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать
нужную покупку
Продавец поможет чуткий.
(О. Повещенко )
Слайд 9Космонавт
Он – пример для всех ребят
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы
космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Слайд 10
Пожарный
Огонь бывает добрый: он греет нам еду.
Но, иногда, бывает, приносит он
беду.
Выходит с ним сражаться пожарный в час любой,
Решительный, отважный, бесстрашный, как герой.
Почтальон
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке?
Это он, это он, ленинградский почтальон.
С. Маршак
Слайд 12Портниха
Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка,-
Будет и тебе одежка.
Б. Заходер
Слайд 13
Садовод
Все деревья
садовод
И подвяжет, и польет.
Весь в цветенье сад весенний
Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье,
Будут джемы и компот.
Слайд 14У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и
сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак (Д. Родари)
Слайд 16Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С
первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Цель: Формировать познавательную сферу дошкольников.
Задачи:
Закрепить представление воспитанников о профессиях.
Развить логическое мышление, внимание, память.
Воспитать уважение и интерес к труду взрослых.
Слайд 17Перспективное планирование работы по профориентации детей
дошкольного возраста на 2018-2019 гг.
Слайд 30
Профессия "Повар"
Сегодня мы с тобой отправимся на новую экскурсию. Сегодня мы
познакомимся с профессией повара.
Кто же такой повар? Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».
На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. А как ты думаешь, где может работать повар? Сейчас мы с тобой отправимся на кухню. Что же такое кухня? Кухня - это большое помещение, в котором готовят еду. Кухня бывает и в детском саду, и в школе и на заводе.
Повар детского сада
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
(автор неизвестен)
Повар — мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Торт украсит шоколадом,
Кремом и цукатами.
Мы красавцу-торту рады,
Съедим его с ребятами.
Ведь сегодня именины
Нашей маленькой Ирины!
Слайд 31Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего-чего там только нет!
И
электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей.
Но есть у повара и ручные орудия труда — длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов, деревянное веселоко, и в самом деле похожее на лодочное весло. Им повар размешивает кашу. А варятся каши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огромных котлах!
Повар должен обладать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу.
Как вы думаете, сколько существует способов нарезать картофель? Три, четыре?
Нет, не угадали. Таких способов более десятка. Перечислю вам некоторые из них: соломкой, брусочками, кубиками, кружочками, ломтиками, стружкой, бочонками, шариками.
Выбирает профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар «колдует» над кастрюлями, что-то смешивает, доливает, обжаривает.
Профессия повара
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это —
Быть поваром — нелегкий труд!
Как вы думаете, почему говорится: «Добрый повар стоит доктора»?
В чем состоит работа повара?
Какими приборами снабжена современная кухня в ресторане, в столовой?
Какие приспособления есть на кухне у вас дома?
Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?
Какое ваше любимое блюдо?
Смогли бы вы что-нибудь приготовить сами? Кто научил вас?
Нравится ли вам работа повара?
А вы хотели бы выбрать эту профессию? Почему?
Слайд 32
Конспект встречи с интересными людьми «Моя мама – парикмахер»
Цель: способствовать формированию
представлений у дошкольников о профессиях людей.
Ход встречи
Воспитатель:
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла Анина мама – Ольга Сергеевна, она работает парикмахером. Сейчас она расскажет о своей профессии. Подумайте, о чем бы вы хотели ее спросить.
Ольга Сергеевна:
Мой рабочий день, ребята, начинается с подготовки рабочего стола. Я готовлю одноразовые воротнички и полотенца, рассчитанные на каждого клиента. Проверяю, работают ли электроприборы: фен, машинка. Развожу новый раствор для обработки ножниц и расчесок, т.к. инструменты обрабатываются после каждого клиента. Железные расчески и насадки для электрических машинок обрабатываем в специальном аппарате под действием высокой температуры, чтобы убить микробов. Проветриваю рабочее помещение (зал для клиентов). Проверяю, чтобы все необходимое было под рукой.
Ребенок: Ольга Сергеевна, а какие вам нужны инструменты для работы?
Ольга Сергеевна: Чтобы остриженные волосы не падали на одежду нужны специальные накидки: пеньюар, пелерина, одноразовые воротнички; для стрижки – ножницы обычные и филировочные; фен для сушки волос, пульверизатор для смачивания волос водой; утюжок для выпрямления волнистых волос.
Ребенок: Скажите, а где вы учились на парикмахера?
Ольга Сергеевна: -Я училась в городе Кургане, в техническом училище по специальности парикмахер – универсал: мужская и женская стрижка, маникюр. Работаю в Заинске уже 24 года парикмахером.
Ребенок:-Ольга Сергеевна, вам нравится ваша работа?
Ольга Сергеевна: Да, очень. Ведь у меня интересная и творческая профессия. Мне нравится общаться с клиентами, я их всегда выслушаю и посоветую, какая бы стрижка им подошла.
Один раз в год мы ездим на учебу, где учат нас новым приемам стрижки, новым современным моделям стрижки. Мы стараемся быть вежливыми, аккуратными в своей работе, чтобы больше клиентов посещало наш салон.
Ольга Сергеевна продемонстрировала детям все орудия труда .
Дети поблагодарили Ольгу Сергеевну за интересный рассказ о профессии парикмахера и девочки продемонстрировали, как они научились заплетать косички.
Слайд 33Экскурсия на почту
Цель. Познакомить детей с работой отделения связи, с
функцией почты; рассказать, как правильно подготовить письмо к отправке.
Предварительная работа. Дети готовятся к встрече Нового года. На занятиях по художественному труду и рисованию готовят пригласительные открытки для своих близких. Педагог приобретает конверты без марок (по количеству детей в группе). Предлагает детям сделать приятный сюрприз своим близким - отправить приглашения на праздник по почте.
Ход экскурсии. Дошкольники рассматривают почтовый конверт. Воспитатель рассказывает, что необходимо сделать для того, чтобы отправить письмо (надписать адрес): «Все мы живем в одном городе (поселке). А вот улицы, дома и квартиры у всех детей разные». Предлагается узнать у родителей название улицы, номер дома и квартиры.
Педагог заранее пишет на всех конвертах название города, индекс, фамилию родителей, кто отправил письмо (номер детского сада и группы). Втайне от детей предупреждают родителей о задании. Детям дается определенное время для запоминания адреса (от трех дней до недели). Педагоги готовы к тому, что дети не могут сразу заучить свой адрес: сначала они дают название своей улицы, на другой день - номер дома, позже - номер квартиры.
Желательно предварительно сходить на почту и договориться с одним из работников о приходе группы детей, заручиться поддержкой работников почты в проведении экскурсии. Примерный ход экскурсии. Педагоги предлагают детям зайти на почту, выяснить, для чего созданы эти учреждения, и, конечно, отправить свои письма.
Рассказ работника почты о своей работе: «Это почта. Здесь работает много людей (можно назвать цифру). Каждый день все мы приходим сюда на работу. Наша работа очень интересная, ответственная. На почте мы принимаем от людей письма, посылки, бандероли..
Беседа-игра «Почтальон»
Цель: закрепить представления о необходимости труда взрослых. Закрепить существительное с обобщающим значением профессии. Уточнить и расширить словарь по теме (работать, разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал). Активизация речевой деятельности детей: совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Коррекционно-воспитательные цели: формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход беседы-игры.
1. Организационный момент.
2. Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон?"
Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.
С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.
Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
Слайд 343. Рассматривание атрибутов к игре "Почта".
Воспитатель. Посмотрите на стол.
Что на нем лежит?
1-й р е б е н о к. У меня письмо.
2-й р е б е н о к. А у меня открытка.
3-й р е б е н о к. У меня газета.
4-й ребенок. А это журнал. Воспитатель. Верно. Кто приносит нам все это с почты?
Дети. Почтальон.
Воспитатель. Правильно. О почте и почтальоне мы поговорим сегодня на занятии. Садитесь.
4. Рассматривание картины "Почтальон". Беседа по ней.
Воспитатель помещает на наборное полотно картинку с изображением почтальона.
Воспитатель. Кого вы видите на картинке?
Дети. Это почтальон.
Воспитатель. Что он делает?
Д е т и. Он несет письма и газеты.
Воспитатель. Правильно. Посмотрите, какая толстая сумка у почтальона. На ней написано "Почта". В ней много газет, журналов, писем. Почтальон пришел на почту рано утром, разобрал письма и открытки, которые приехали на поездах и прилетели на самолетах из разных городов, сложил их в сумку и теперь несет их нам с вами. Он пойдет в подъезд и опустит письмо или открытку в ящик. На каждом письме написаны адрес и фамилия человека, который должен его получить. Вдалеке вы видите почту, откуда только что вышел почтальон. Что вы видите рядом с входной дверью?
Д е т и. Это почтовый ящик.
Воспитатель. Для чего он нужен?
Д е т и. Туда опускают письма.
Воспитатель достает конверт, письмо, марку, совершает действия и комментирует их.
Воспитатель. Правильно. Если вы хотите отправить письмо, вы кладете его в конверт, заклеиваете, пишете адрес, наклеиваете марку, опускаете письмо в почтовый ящик. Марка для письма как билет для человека. Чтобы письмо поехало или полетело в другой город, на него и наклеивают марку.
Воспитатель. Сегодня мы обведем и раскрасим почтовый ящик. Послушайте стихотворение.
К почтовому ящику письма, как птицы,
Слетаются, чтобы отправиться в путь
Кому - до Москвы, а кому - за границу,
Лишь адрес, дружок, написать не забудь.
Какой карандаш вы возьмете, чтобы обвести и раскрасить ящик? Д е т и. Синий карандаш.
Дети выполняют задание, воспитатель следит за посадкой, за постановкой руки, оценивает работу каждого ребенка.
5. Итог беседы-игры.
Слайд 35Беседа «Труд водителя»
Цель: познакомить детей с трудом водителя; закрепить знания о
машинах. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам – машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге».
Материал: детские машины; фланелеграф; картинки: автобус, грузовик, легковой автомобиль, канистры разного размера (большая, средняя, маленькая).Словарь: водитель, руль, педаль, канистра.
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня в нашем гараже очень много машин. Какого они цвета? Какого размера? Вам нравятся наши машины? Хотите поиграть? (Дети играют, водят машины, рассматривают их)
- Скажите, а машины сейчас сами двигаются? (Нет, мы их водим).
- А как называется человек, который водит машину? (Шофер, водитель).
- Где сидит водитель? (В кабине).
- Как водитель управляет машиной? (В кабине есть педаль, кнопочки, руль и т.д.).
- Чтобы работать водителем, надо много знать. Где лево, где право, где прямо. Для чего нужны педали, руль, кнопочки.
Подвижная игра «Мы водители». Б. Заходер «Шофер»
Качу,Лечу. Во весь опор. Я сам – шофёр .И сам – мотор. Нажимаю .На педаль – И машина Мчится вдаль!
(Воспитатель дает задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози...)
- Молодцы, как вы хорошо научились водить свои машины.
- Водитель должен не только уметь водить машину, но и уметь ее заправлять. Чем заправляют машины? (Бензином).
- Правильно, без бензина машина не может ездить. Где можно заправить машину? (На автозаправочной станции).
- На заправочной станции всегда порядок, машины стоят в очереди и заправляют бензина столько, сколько нужно.
- Ваши заправленные машины теперь могут далеко уехать. Но водители должны очень аккуратно управлять своей машиной, чтобы сберечь ее от поломок и опасностей.
Поиграйте со своей машиной так, чтобы ей очень понравился водитель.
Слайд 36
Беседа-игра "Как купить автомобиль"
Цель: закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами
транспорта;
учить составлять описательные рассказы об автолюбителях, используя схему-модель; развивать связную речь, распространяя предложения путем второстепенных членов предложения;
формировать словарь по теме; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять
и закреплять новый навык согласования прилагательных с существительными. Развивать коммуникативные умения и навыки: вежливое обращение продавца и покупателя, уважение к труду шофера.
Материал: предметные картинки с изображением разных видов транспорта (8-10 штук), силуэт грузовичка и детали к нему (точно такой же грузовичок, разрезанный на части). "Водительские удостоверения" на каждого ребенка. Вывеска магазина "Автомобили". Игрушечный автомобиль. Два яйца (деревянное и картонное). Игрушечный телефон. "Смехотрон" - ярко раскрашенный ящик с двойным дном. Аудиозапись звуков, издаваемых транспортом и роботом-трансформером.
Предварительная работа: разгадывание загадок о различных видах транспорта, чтение рассказов по теме ("Машины на нашей улице". М.Ильин и Е.Сегал), стихов о машинах, профессиях; прогулки по улицам города (знакомство с работой светофора, с правилами дорожного движения, видами машины Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртку и пальто?
Кто кует металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Дети. Это люди разных профессий.
Воспитатель. О людях, каких профессий эта загадка? Послушайте:
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех по утрам
Отвозить на работу. (Шофер)
Дети. Это шоферы, водители.
Воспитатель. Какие это люди по характеру?
Дети. Они добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.
Дидактическая игра "Назови профессию"
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображение видов транспорта и, задавая по ним вопросы, выслушивает ответы детей.
Слайд 37Кто водит автобус, автомобиль? (Внимательный шофер)
Кто управляет поездом. (Зоркий машинист)
Кто летает на ракете? (Умелый космонавт)
Кто управляет кораблем? (Добросовестный капитан)
Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде? (Храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист).
- Кто летает на вертолете? (Ответственный летчик).
Воспитатель (показывает на все картинки). Назовите одним словом, что это?
Дети. Это транспорт.
Воспитатель. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный). Для чего транспорт нужен людям?
Дети. Перевозить грузы, людей, убирать улицы...
Воспитатель включает аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.
Воспитатель. Какие звуки вы услышали?
Дети. Я услышал гудение самолета, стук колес поезда, гудок парохода, скрип колес машины, когда она тормозит, гудок автомобиля.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице - бежит,
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль, машина) Воспитатель: Большая - машина, а маленькая .. Дети. ...машинка
Воспитатель. У нас в группе тоже была красивая маленькая машинка. Но случилась беда! К нам с планеты Разломай повадился прилетать злой Робот - Трансформер. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с игрушечным грузовичком (Показывает картонный грузовичок). Он просто раздавил его!.. При этом мне удалось записать звуки, которые он издавал (Включается аудиозапись: скрип, скрежет, рокот, шум. Дети слушают, зажимают уши..)
Воспитатель. Этот грохот ухо режет.
Ну и звуки! Шум и скрежет!
На плохое робот скор,
В нем компьютер и мотор.
Но и мы с вами не простаки.
Давайте снова соберем грузовичок из частей.
Дидактическая игра "Сборка автомобиля"
.Воспитатель. Какие детали есть у автомобиля?
Дети. Мотор, кабина, кузов, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары.
Один из детей в конце игры перечисляет все детали.
Слайд 38 Воспитатель. Какая красивая получилась машина. Только с ней неудобно
играть. Почему?
Дети. Она плоская, детали могут развалиться. Воспитатель: Шуршат по дорогам .Веселые шины. ,Спешат по дорогам
Машины, машины... А в кузове - важные Срочные грузы: Кирпич и железо, Дрова и арбузы. Работа шоферов Трудна и сложна. Но как она людям
Повсюду нужна.
Физкультминутка "Красный, желтый, зеленый"
Заведем моторчики (закрепление произношения звука "р-р-р"). Поехали! Выполнять правила дорожного движения нам поможет светофор (на желтый - стоим, готовимся - заводим моторы, на зеленый - едем, на красный - стоим).
Едем, едем, не спешим, Прямо в автомагазин. (Выставляется табличка "Автомагазин")
Воспитатель. Для того чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показывает "бланки удостоверений"). Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо ее описать (использовать схему).
Один из детей - покупатель, он сдает экзамен (рассказывает о том транспортном средстве, которое он хочет купить),
остальные дети - члены комиссии, решают, хорошо ли знает водитель выбранную им машину.
Те из детей, которые не успели заработать права на занятия, составляют описательные рассказы позже и тоже получают права.
Воспитатель. Мы с вами очень задержались в автомагазине.
Наверное, ваши родители уже беспокоятся. Давайте позвоним папам и мамам по телефону и расскажем им, какую машину мы купили, и получил ли ты права.
Пальчиковая гимнастика " Набери телефонный номер "
Дети прижимают к уху сжатый кулачок, а другой рукой набирают номер кругового циферблата, каждый номер следующим пальцем.
Слайд 39Беседа «Продавец»
Побеседуем сегодня о профессии продавца.
Представьте, что вы с
мамой отправляетесь в книжный магазин, чтобы купить книгу в подарок другу.
Каких книг здесь только нет! Все книги располагаются по разделам.
А вот и раздел детской книги.
Здесь много книг в нарядных ярких обложках, с цветными картинками. Есть сказки, рассказы, сборники стихов для детей.
Вы начинаете перелистывать книги, лежащие на прилавке, и к вам тотчас подходит продавец книг. Он знает о книгах своего раздела все! И кто автор данной книги, и каким издательством она выпушена, и какой год ее издания.
Продавец улыбается вам, он приветлив, разговорчив. Недаром говорится, что «книгу нужно продавать с разговором!»
Продавец может посоветовать вам, какую книгу выбрать, какие еще книги есть в магазине на эту тему.
Вот он подает вам прекрасно изданную книгу о космосе. Это подарочное издание. Как раз то, что вам нужно. Ведь ваш друг мечтает стать космонавтом, ему будет приятно получить в подарок великолепную книгу с яркими иллюстрациями, в которой рассказывается о звездах, созвездиях, о полетах людей в космос.
Вы выходите из книжного магазина довольный покупкой!
Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров и т.д.) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, кондитерских и других товаров). Из чего же, в самом деле, складывается труд продавца?
Продавцы приходят в магазин до его открытия. Им надо успеть подготовить товар к продаже, разложить на витрине и прилавке.
Продавец должен прекрасно знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров.
Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память!
Кроме того, продавцы электроаппаратуры — телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров и т.д. должны знать, как работают эти электроприборы, и объяснить покупателю, как правильно ими пользоваться.
Немалое значение имеет и внешность продавца! Спецодежда его должна быть безукоризненно чистой, прическа — аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.
Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар!
Каким людям стоит выбрать профессию продавца?
Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь большую часть времени продавец находится на людях. Умение сохранять ровное спокойное настроение в любой ситуации, сдержанность, такт, вежливая речь, доброжелательная улыбка и, конечно, хорошее здоровье — вот качества, необходимые продавцу.
Слайд 40Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: ознакомление с трудом взрослых в продуктовом,
овощном магазинах. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца.
Материал: строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки.
Подготовка к игре: экскурсия в овощной, продуктовый магазины. Чтение стихотворений о продавцах. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Совместные игры со старшими детьми. Лепка овощей, продуктов. Изготовление совместно с воспитателем книжек-самоделок.
Игровые роли: продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер.
Ход игры.
При подготовке к игре в «магазин» воспитателем могут быть использованы разные поводы.
Так, можно воспользоваться приближением праздника или дня рождения кого-нибудь из детей, а можно и просто необходимостью что-либо купить. В любом из этих случаев дети должны понять, что поход в магазин вызван необходимостью сделать какую-нибудь покупку.
Воспитатель. «Сегодня у Саши праздник — день рождения. Саша стал большим, ему пять лет. Мы пойдем в магазин и купим ему подарок» или «Скоро праздник 8 Марта, надо сделать флажки, украсить комнату. У нас нет бумаги. Мы пойдем в магазин и купим цветную бумагу и сделаем из нее флажки. Потом украсим комнату флажками, у нас в группе будет очень красиво».
Оправляясь на экскурсию, воспитатель должен напомнить еще раз детям, куда и зачем они идут («Мы идем в магазин купить Саше подарок» или «У нас нет бумаги. Мы идем в магазин купить бумагу»).
Во время экскурсии надо показать детям прилавки, полки, товары, объяснить все, что они видят, и сказать, что все это вместе и есть магазин. Очень хорошо, если педагог построит объяснение так, что вызовет вопросы у детей. Педагогу необходимо обеспечить активное внимание и восприятие детьми всего того, что они наблюдают и что им объясняют. Особенно педагогу следует подчеркнуть смысл деятельности продавцов и кассира и их взаимосвязь в процессе этой деятельности.
Затем надо купить то, за чем дети пришли в магазин. Лучше всего, чтобы это сделали сами дети. Так, одному ребенку воспитатель может поручить узнать у продавца, есть ли нужный товар и, если есть, сколько он стоит, другому — уплатить в кассу, третьему — получить у продавца покупку. В этом случае дети вступают в общение со взрослыми в процессе выполнения ими трудовой деятельности и фактически участвуют в ней как покупатели.
После экскурсии педагог должен дать детям почувствовать и пережить ее результаты. Например, если была куплена бумага для флажков, детям нужно сделать флажки и украсить ими комнату и т. д.
Затем педагогу надо закрепить с детьми в беседе по картине все, что они узнали во время экскурсии. Показывая детям картину, воспитатель может ставить им не только такие вопросы, как: «Что делает девочка?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делала, девочка раньше?» (платила деньги в кассу, взяла чек, отдала чек продавцу, если на картине изображено, как девочка получает покупку). Отвечая на такие вопросы, ребята уже могут использовать не только то, что непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из своего личного опыта, приобретенного во время экскурсии.
Слайд 41Раздав детям кошельки с деньгами, воспитатель сообщает, что открылся новый магазин,
где продаются игрушки, и предлагает им пойти туда. В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель). Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько он стоит. Заплатив названную продавцом сумму, покупатель получает у него свою покупку.
На следующий день в магазине нужно продавать что-нибудь из того ассортимента, который дети изготовили на занятиях. Педагог назначает продавцом кого-нибудь из детей, а сам берет на себя роль одного из покупателей, но и в новой роли он направляет ход игры.
Дальнейшее развитие игры может идти по линии изменения профиля магазина (то продуктовый, то книжный, то кондитерский и т. д.) или по линии включения этой темы в другие игровые темы.
Педагог предлагает поиграть в «Продуктовый магазин». С помощью считалочки ребята распределяют роли: «продавца», «покупателя». Затем дети совместно с воспитателем устанавливают витрину, раскладывают овощи по ячейкам, берут корзинки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин. Первый покупатель просит продавца взвесить килограмм клубники. «Продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю». Воспитатель должен приучать детей к правилам общения в магазине и побуждать внимательно следить друг за другом, чтобы кто-нибудь не забыл поблагодарить. Следующий «покупатель» покупает яблоко для своей «дочки», затем апельсины, сливы, груши и т. д.
Чтобы интерес к игре не ослабел, воспитатель, к примеру, может напомнить «морякам» (детям, играющим в «теплоход»): «А вы не забыли купить своим детям подарки, угощенье? Что вы им привезете из плаванья?». Теперь в магазине собираются все «моряки». Они наперебой делают покупки. Со временем в магазине покупателей становится все меньше и меньше. Продавцу явно надоедает украшать витрину и она объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает на кассе дощечку и уходит.
В ходе игры в «магазин» у детей часто возникают вопросы: Откуда берутся в магазине хлеб, молоко, овощи?
Кто и откуда их доставляет? Где их производят? Где выращивают? Воспитатель должен поддерживать этот интерес, удовлетворять его, расширять кругозор детей и одновременно содействовать дальнейшему обогащению содержания игры.
Когда интерес к игре «Продуктовый магазин» ослабевает, воспитатель может предложить поиграть в игру «Магазин одежды».
Сначала воспитатель на занятиях и в повседневной жизни уточняет знания детей о видах одежды (летняя, зимняя, белье, платья, пальто, шуба, шапка, панама, кепка, платок), закрепляет обобщающие понятия (головные уборы, белье, верхняя одежда).
В детском саду с помощью родителей можно сшить одежду куклам, сделать вешалки и стойки для них, сшить пакетики из целлофана, изготовить большое зеркало из фольги.
Процесс совместного изготовления этих атрибутов обычно напоминает детям о виденном на экскурсии и побуждает их к игре.
Если же такого интереса к игре не возникает, воспитатель берет инициативу на себя. Прежде всего, помогает детям в распределении ролей, педагог предлагает нескольким желающим детям быть продавцами, ведь можно организовать несколько отделов (детской, мужской, женской одежды) и в каждом отделе нужны продавцы. Распределив роли, дети строят из стульев, скамеек и крупного строительного материала магазин, выкладывают на полках белье в целлофановых пакетах, на вешалках развешивают одежду (отдельно платья, отдельно пальто), сооружают примерочные кабины, устанавливают кассу, торжественно открывают новый магазин и приглашают «покупателей». В основном — это «мамы» с дочками-куклами. «Продавцы» советуют, какую лучше выбрать одежду, помогают примерять. «Мамы» надевают одежду на кукол, оплачивают покупку, благодарят.
Игра в «магазин» очень часто переплетается с такими играми, как «Семья», «Детский сад», «Рыбаки». Например, «мамы», «папы», «бабушки» покупают в гастрономе продукты, готовят из них обед и кормят кукол, в магазине готовой одежды они покупают своим детям обновки к празднику. «Рыбаки», возвратившись из плавания, сгружают рыбу, а «шоферы» отвозят ее в магазин.
Слайд 42
Беседа «Труд пожарных»
Цель: обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу
государства - почетное и нужное дело); расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
Предварительная работа: чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». Рисование пожарной машины (по стихотворению С. Маршака «Пожар»). Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», для подвижной игры «Пожарные на учениях».
Материал: фотографии пожарных машин; игрушки, диафильм.
Словарная работа: звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о труде пожарных. Что вы об этом знаете?
Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа очень нужна людям.
Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?
Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.
Воспитатель. Какими должны быть пожарные?
Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.
Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми?
Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.
Воспитатель. Расскажите, как одевались пожарные раньше.
Дети. Раньше пожарные надевали суконные костюмы. Они были очень неудобными. Горели, намокали и тогда становились тяжелыми, а зимой в морозы замерзали.
Воспитатель. Современный пожарный надевает брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает шлем-каска. Если пожарным нужно работать в огне, они надевают специальный костюм и противогаз. Какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем?Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.
Воспитатель. Как оборудована пожарная машина?
Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни - синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.
Воспитатель. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары? Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
Воспитатель. Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?
Слайд 43Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая
башня - она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дымок.
Воспитатель. А сейчас, чтобы сообщить о пожаре, нужно по телефону набрать «01». Отчего происходят пожары?
Дети. Пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра невыключенными телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем...
Воспитатель. Профессия пожарного нелегкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?
Дети. Их награждают медалями.
Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта.
Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза.
Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?
Дети. Стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки»...
Воспитатель. Что вы узнали сегодня на занятии?
Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелым
Слайд 44
Беседа «Врач»
Воспитатель. Дорогие друзья! А теперь поговорим о профессии врача.
Представьте, что
летним жарким днем вы гуляли в парке, пили холодный квас, съели несколько порций мороженого. К вечеру у вас разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк.
Ясное дело – вы заболели!
Утром мама позвонила в районную поликлинику и вызвала на дом детского врача — педиатра. Наука о лечении детей — педиатрия — происходит сразу от двух греческих слов: «пейдос» значит дитя, и «атрия» — лечение.
Поможет врач
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь —
Ведь тебе поможет врач!
Вот и к вам пришел ваш участковый педиатр — Ольга Сергеевна.
Она внимательно послушала легкие и сердце, попросила у мамы ложечку и посмотрела ваше горло.
— Ничего страшного! Ни ангины, ни бронхита у Андрюши нет, — успокоила Ольга Сергеевна маму. — Ему нужно побольше пить — можно чай с лимоном, с липовым цветом, подойдет и теплое молоко с медом. Полоскать горло настоем целебных трав. Никаких лекарств я пока выписывать не стану, а вот витамины, особенно свежие овощи и фрукты, мальчику помогут выздороветь быстрее. Конечно, Андрюше следует полежать в постели три-четыре дня, а потом приходите ко мне, я его снова осмотрю.
Вы стали выполнять рекомендации врача, и через несколько дней болезнь как рукой сняло!
Может быть, оттого вы поправились так быстро, что любите и уважаете Ольгу Сергеевну. Ведь вы знакомы с ней с самого раннего возраста. Она всегда приветлива, внимательна, любит пошутить, умеет расположить к себе. Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них болит. Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», — говорил врач и писатель А.П. Чехов.
Если в семье заболел кто-то из взрослых, то из поликлиники вызывают врача-терапевта (это слово происходит от греческого слова, означающего заботу, уход, лечение). Болезни, которые лечат терапевты, — самые распространенные.
Работа терапевта требует знаний, вдумчивости, внимательного отношения к больному. Прежде всего, терапевт распознает, чем болеет его пациент, то есть ставит диагноз.
Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение.
Очень важна в работе врача-терапевта и профилактика заболеваний — например, прививки.
Врачи-специалисты лечат разные заболевания.
Слайд 45Врач-инфекционист лечит инфекционные заболевания. Когда-то эпидемии: чума, оспа, холера, сибирская язва
уносили жизни сотен тысяч людей, больше чем любые войны. Сейчас эти болезни можно считать побежденными. Но и в наше время существуют инфекционные болезни, передающиеся от больного человека к здоровому. Лечат их в особых инфекционных больницах.
Врач-хирург — самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого «хирургия» означает «рукодействие».
Хирург в больнице, на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками.
По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер — операционная бригада.
Смелость, настойчивость, точность — важные свойства хирурга.
Врач-офтальмолог (от греческого слова «глаз») занимается лечением зрения.
Ребенка перед поступлением в школу или в детский сад обязательно показывают глазному врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения.
Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо, вживляют искусственный хрусталик.
Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо — ослепший человек вновь видит!
Врач-стоматолог лечит зубы, десны.
Слово «стома» по-гречески означает «рот».
Вы, конечно, знаете, как важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.
Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь» — звоним по номеру «ноль три». У врачей «скорой» есть машина (вы ее, конечно, видели — она белая с красным крестом). Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую помощь, доставить больного в больницу.
Теперь вы знаете, дорогие друзья, в чем состоит работа врача, какие бывают специальности врачей.
Хочу добавить, что врачам, работающим в поликлинике, в больнице, помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры.
Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.
Какие же качества необходимы врачу?
Верно! Любовь к людям, отзывчивое сердце, глубокие знания, умелые руки, хорошая память, самоотверженность и чувство долга.
Слайд 46
Сюжетно – ролевая игра «Строительство»
Цель: ознакомление детей с трудом строителей. Учить
детей устанавливать взаимоотношения в игре.
Материал: строительный материал, машины, куклы, игрушки-животные.
Подготовка к игре: наблюдения за играми детей подготовительной группы. Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели). Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики». Чтение стихотворения «Плотник» из книги Е. Тихеевой «Игры и занятия малых детей». Чтение произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом». Рассматривание фотографий из серии «Маленькие строители». Конструирование гаража, домика, дорожки. Рисование на тему «Забор», «Дом».
Игровые роли: шофер, строитель, новоселы.
Ход игры.
Игру можно начать с рассказа о работе строителей. Рассказать о работе, значении их труда для общества: строители сооружают новые дома, строят театры; школы, магазины, детские сады, чтобы детям и взрослым было, где учиться, покупать продукты, и т. д.
После этого воспитатель может провести экскурсию на стройку, предварительно организовав ее. На экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, как строят дом: из кирпича, панелей, блоков; на то, как работает бульдозер, экскаватор, подъемный кран; на то, как слаженно работают все рабочие. Также на стройке дети могут наблюдать работу шоферов, каменщиков, штукатуров, сантехников и др.
В группе с целью уточнения знаний о строителях воспитатель может организовать рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций из журналов на тему строительства.
Затем педагог может предложить детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики».
Воспитатель предлагает вниманию детей картинку, рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые, а сверху красные».
Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в полосатой рубашке, который привез на грузовике кубики.
В заключение дети слушают следующий рассказ.
«Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. Бип-бип! — сигналит он детям. — Я вам еще кубиков привез».
Закончив рассказ, воспитатель приглашает детей подойти к картине. Еще раз повторяет ее описание, приветствуя попытки детей договаривать слова.
После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру «Стройка». Если дети затрудняются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для куклы Тани дом? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность детям играть самостоятельно.
При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям поиграть в игру «У Тани новоселье», где дети сами должны придумать и избрать себе роли.
Портной (швея)
Помните ли вы, дорогие друзья, такую считалочку:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной... —
Говори, кто ты будешь такой?
Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной — очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки. В давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появились стальная игла и
льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом портного. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани. Позже появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только
самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. В чем состоит работа портного?
Сейчас это во многом зависит от того, где работает портной. Шьет ли он одежду по индивидуальному (т. е. единичному, отдельному) заказу, работает в ателье или на швейной фабрике. Поговорим сначала о тех портных — мастерах высокого класса, которые шьют одежду по заказу клиента. Они, как правило, имеют специализацию. Есть мастера, которые шьют только легкие платья, блузки, сарафаны, нарядные вечерние туалеты из шелка, шерсти, бархата, атласа и других материалов. Другие изготавливают верхнюю одежду: пальто, плащи, пиджаки, куртки, шубы. Третьи занимаются шитьем белья. Есть и те, которые мастерят специальную одежду (коротко спецодежду) для людей разных профессий (пожарных, спасателей, врачей, дорожных рабочих и т. д.).
Наконец, есть портные, которые заняты пошивом головных уборов — шляп, шапок, беретов (их называют модистками).
Представьте, что ваша старшая сестра оканчивает школу, и ей нужно нарядное платье для выпускного бала. Мама уже купила красивую шелковую материю, портной взялся за пошив платья. Сначала с помощью сантиметровой ленты он снимает мерки с вашей сестры и записывает все цифры в особую тетрадь. Затем предлагает фасон и, если фасон понравился
девушке, зарисовывает его в эту же тетрадь. Потом портной приступает к раскрою ткани, и в этом ему помогают большие острые портновские ножницы. Когда ткань раскроена, мастер сметывает ее, как говорится, на "живую нитку", то есть сшивает крупными стежками.
Наконец, наступает волнующий момент первой примерки! Ваша сестра примеряет перед зеркалом полуготовое платье, портной подгоняет его точно по фигуре и только после этого приступает непосредственно к шитью.
Когда платье сшито, его разглаживают утюгом. И вот наступает торжественный момент, когда девушка надевает готовое платье. Легкая
струящаяся ткань, красивый фасон превращают ее в настоящую юную принцессу! Искусный мастер сумел подарить ей радость!
Послушайте стихотворение.
Слайд 48
Любит Эллочка наряды —
Новым платьям очень рада!
Просит бабушку свою: —
Сшей мне
платьице из шелка
С длинной пышною оборкой!
— Ну, конечно же, сошью!
Ведь портнихой я была.
Нитки, ножницы, игла —
Вот мой главный инструмент.
Всё сошьем в один момент!
Шелк красив, с отливом синим,
Тонкий и блестящий он.
Мерку мы сначала снимем,
Вместе выберем фасон.
Стол клеенкою покроем
И тогда займемся кроем.
Все мы сделаем по мерке,
Приготовимся к примерке.
После платьице примерим,
Хорошо ль сидит, проверим.
Швы сошьем мы на машинке.
Будет внучка как с картинки!
Давайте вместе с вами подумаем, какие черты характера необходимы портному? (Ответы детей.) Правильно! Общительность — умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье. А еще ему нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: "У этого портного — золотые руки!"
Вопросы:
1. В чем состоит труд портного?
2 Умеете ли вы шить? Шьете ли платья куклам?
4. Хотели бы вы стать портным?
Строитель
Мы – строители!
Мы вдвоем с Алешей
Построим дом хороший.
Пусть у нас не кирпичи,
Закаленные в печи,
А много кубиков цветных —
Дом построим мы из них!
Экскаватор есть у нас.
Кран подъемный. А КамАЗ
Кубиков подвозит ящик.
Как на стройке настоящей.
Кубик к кубику кладем,
Быстро подрастает дом.
С ярко-красной крышей
Дом красивым вышел.
Будем, как родители,
Мы с тобой строители!
Дорогие ребята! Побеседуем о работе строителя — одной из самых важных профессий на земле.
Оглянитесь вокруг! И жилые дома, и школы, и магазины, и детские сады, и библиотеки, и дворцы культуры, и станции метро — все это дело рук строителей. В Древней Руси наши предки строили дома из дерева. Русь была страной дремучих лесов, а дерево — прекрасный строительный материал. Строили дома из разных пород деревьев, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: "Изба елова — сердце здорово!" Кто же строил и бревенчатые крестьянские избы, и резные княжеские и боярские терема?
Плотники. А главным и порой единственным инструментом этих мастеров был топор. Пилы появились позднее, и пользовались ими плотники реже. "Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает древесину. Срез, сделанный топором, — блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и
делает их легкой добычей гнили. Плотник топором умело вырезал красивые наличники на окнах, затейливо украшал крыльцо, увенчивал конек крыши резной фигуркой.
Слайд 50Как строят современный городской дом?
Строительным материалом современных зданий служат дерево, кирпич,
бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь. В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей — и каменщики, и
плотники, и маляры, и сантехники, и плиточники, а также экскаваторщики, крановщики, водители, кровельщики, электросварщики...Когда дом спроектирован архитектором и выбрано место для строительства, экскаваторщик огромным ковшом своей машины выгребает песок, глину. Образуется котлован — глубокая большая яма. Затем рабочие-строители на месте котлована закладывают прочный фундамент, а потом каменщики возводят стены, ровными рядами укладывая кирпичи. Чтобы кирпичи крепко держались, их кладут на цементный раствор.
Современные здания могут быть построены не только из кирпича, но и из железобетонных панелей или блоков. Соответственно такие дома называют панельными или блочными. С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпичи, то трубы. Ведь к зданию нужно подвести и воду, и газ, и
электричество. Когда дом снаружи готов, кровельщики покрывают крышу, и начинаются отделочные работы. Бригады маляров, плиточников, столяров берутся за дело. Столяры устанавливают оконные рамы и двери, маляры красят рамы, лестничные пролеты, белят потолки, наклеивают обои, сантехники устанавливают в квартирах раковины и ванны, плиточники кладут плитку на кухне, в ванной комнате, стекольщики стеклят окна и балконы. Кого еще мы забыли? (Ответы детей.)
Верно, электриков, которые подводят к квартирам электричество, устанавливают розетки и выключатели, а газовщики подводят газ и ставят на кухне газовые плиты.
Чтобы в доме было тепло, слесари устанавливают отопительные батареи и трубы. Находится работа и электросварщикам, и водителям грузовиков и подъемных кранов, поднимающих необходимые материалы все выше и выше. Современные строители нередко осваивают сразу несколько строительных специальностей. И вот красавец-дом готов! Сколько радости приносят новоселам светлые уютные квартиры, где все новенькое, чистое,
сделанное с любовью.
Давайте вместе подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей? (Ответы детей.) Верно! Физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие и немалая физическая сила, умелые руки и желание делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость!
Вопросы:
1. Почему профессия строителя — одна из важнейших?
2. Из чего строили в прежние времена на Руси? Почему?
3. Из чего теперь строят дома?
4. Как называют строителей, работающих с деревом? Каким инструментом пользуютсяплотники?
Слайд 51Учитель
Спроси у своих мамы и папы, помнят ли
они свою первую учительницу?
Наверное, они скажут «да» и даже назовут её имя. В первых классах один и тот же учитель обучает школьников основам разных наук, передаёт им свои знания и умения. Это – учитель начальной школы. После третьего или четвёртого класса вас будут учить сразу несколько учителей. Учителя родного и иностранного языков, математики, биологии, физики, химии, истории, географии, физкультуры, пения, танцев, труда…
Чтобы получить профессию учителя, нужно окончить педагогическое училище или педагогический институт. Хороший учитель не только сам много знает. Он ещё умеет правильно передавать свои знания детям. Знает, как сделать так, чтобы ученик не отвлекался, чтобы ему было интересно на уроке. И, конечно же, он любит и понимает своих учеников.
Работа учителя очень трудная и ответственная.
Потому что именно учитель даёт первые знания будущим космонавтам, учёным, капитанам, металлургам, писателям, дрессировщикам, ткачам, водолазам и людям других профессий.
Слайд 52Что такое профессия?
Твое призвание
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно
заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему —
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
Педагог: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд,
которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)
Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер...Профессий очень много!
О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?
Давайте поговорим о том, как возникли профессии.
Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Как вы думаете, какими?
Мужчины изготавливали орудия для охоты — луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием, охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь — оленя, буйвола или кабана.
А чем занимались женщины? (Ответы детей.) Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла.
Слайд 53 Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли
между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии. В Средние века в городах возникли цеха — объединения людей одной профессии. Например— цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр — то есть очень хорошее изделие.
Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?
Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики — мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют.
Иногда человек долго и мучительно ищет свое призвание, меняя
профессию за профессией, и все-таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит
радость и ему самому, и другим людям.
Вопросы:
1. Перечислите профессии, известные вам.
2. Кем работают ваши родители?
3. Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми?
4. О какой профессии вы мечтаете? Почему?
5. Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?
6. Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.
Слайд 54Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и
тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди нас
(водолаз)
Он опускается в забой.
Его работа под землей.
(забойщик)
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
(сапожник)
Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею.
(переплетчик)
Громко кашляет Сережа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
И Сережке говорят:
Ты не бойся и не плачь –
К тебе едет добрый…(врач)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт «Причуда»
Очень любит тетя Люда
Три эклера, пять колец
Завернул им…(продавец)
Он с утра метет наш двор,
Убирает всякий сор.
Разбросал бумажки кто-то,
Ой, и задал мне работу!
Все отвез в мусоросборник
На своей тележке…(дворник)
На пожаре много дыма
Помощь здесь необходима.
Тушит пламя кто-то смело,
Держит он брандспойт умело.
Рядом опытный напарник.
Борется с огнем…(пожарный)
От Ростова до столицы
Ночью скорый поезд мчится.
Рельсы вдаль летят стрелой,
И ведет состав домой
Опытный специалист
Дядя Коля - … (машинист)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней
(доктор)
С белым мелом и указкою
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый … (педагог)
В ресторане их найду я –
Эти люди в колпаках.
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках
(повар)
Кто учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать
(учитель)
Кто на красный свет проехал,
Тот движению помеха.
Прав лишился нарушитель.
А с ним рядом, посмотрите:
Справедливости пример
Строгий…. (милиционер)
Загадки о профессиях
Слайд 55Дидактические игры
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том,
где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
Слайд 56«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить
действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.