Слайд 1Понятие о логике
научно-педагогического исследования
Методический материал к занятию
Слайд 2Признаки принадлежности исследования к сфере науки
Характер целеполагания.
Выделение специального объекта исследования.
Применение специальных
средств познания.
Соблюдение однозначности терминологии.
Слайд 3Этапы научно-педагогического исследования
Первый этап: выбор темы исследования, обоснование ее актуальности,
определение исходных научных позиций (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования).
Второй этап: выбор методов исследования в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования.
Слайд 4Этапы научно-педагогического исследования
Третий этап: изложение теоретических основ избранной темы.
Четвертый
этап: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Пятый этап: анализ, интерпретация и оформление результатов. А также — выработка практических рекомендаций).
Слайд 5Методологический аппарат исследования
Методологическая часть:
а) актуальность
б) проблема
в) тема
г) объект исследования
д) предмет исследования
е) цели исследования
ж) гипотеза (защищаемые положения)
з) задачи
и) новизна исследования (теоретическая и практическая)
Процедурная часть:
а) логика (этапы) исследования
б) методы исследования на каждом этапе
в) структура курсовой (дипломной) работы.
Слайд 6Актуальность исследования
Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в
настоящее время изучать.
Актуальность лучше связывать с практическим применением.
Слайд 7Проблема исследования
Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из
того, что ранее не было изучено?
В проблеме находит отражение пробел в научном знании.
Выбор проблемы связан с очень сложной процедурой — обнаружением разного рода противоречий: они служат основанием для постановки проблемы, определения цели, задач исследования, формулировки гипотезы исследования.
Слайд 8Проблема исследования
Противоречия чаще всего обнаруживаются:
между теоретическими взглядами разных авторов на одну
и ту же проблему;
между теорией проблемы и практикой решения частных прикладных задач;
между результатами, получаемыми разными авторами при решении аналогичных задач, но различными методами.
Слайд 9Формулировка темы
Формулируя тему, мы отвечаем на вопрос: как назвать то, чем
собираемся заниматься?
В теме должно найти отражение движения от старого к новому.
Слайд 10Объект исследования
Определить объект исследования – значит выяснить, чтó именно рассматривается в
исследовании.
Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс или явление.
Слайд 11Предмет исследования
Получить новое знание об объекте во всех его аспектах и
проявлениях невозможно, поэтому следует определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает.
Предмет – это определенный аспект изучения объекта.
Слайд 12Предмет исследования
Объект принадлежит всем, а предмет – личное достояние исследователя, его
собственное вѝдение объекта.
Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чём он и только он намерен получить новое научное знание.
Слайд 13Цели и задачи исследования
Ставя перед собой цели, исследователь определяет, какой результат
он намерен получить в ходе исследования.
Задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цели были достигнуты, а именно, раскрывают последовательность действий.
Слайд 14Цели и задачи исследования
Цель исследования формулируется через существительное, например:
Теоретическое обоснование……
Определение возможности…..
Систематизация
современных представлений……
Обоснование условий….
Изучение особенностей организации…
Слайд 15Цели и задачи исследования
Задачи исследования формулируются через глагол, например:
Изучить……
Рассмотреть….
Выявить…
Раскрыть…
Описать…
Дать характеристику…
P.S. В
курсовой работе количество задач равно количеству параграфов в плане.
Слайд 16Гипотеза и защищаемые положения
Гипотеза – это научное предположение, которое следует доказать
в ходе исследования.
Она определяет главное направление научного поиска и является основным инструментом, организующим весь процесс.
Слайд 17Гипотеза и защищаемые положения
В формулировку защищаемых (доказываемых) положений закладывается предвидение необходимости
отстаивать этот тезис или возможности несогласия с ними.
Слайд 18Значение исследования (новизна)
Законченное исследование дает ответ на вопрос: «Какие конкретные недостатки
практической деятельности можно исправить с помощью полученных результатов?»
Слайд 19Выше перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг
другу, взаимно друг друга дополнять.
По степени их согласованности можно судить о качестве самого исследования.
Слайд 20Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель спец.дисциплин
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
E-mail: soroka_1951@mail.ru
Спасибо
за внимание!