Слайд 1Образовательный проект на тему:
«Святые места Подмосковья»
Урок по основам православной культуры
для
учащихся 4 классов
МОУ «СОШ № 11»
Московской области г. Электростали
Автор: Смельцова Светлана Николаевна,
г. Электросталь МОУ «СОШ № 11»
Слайд 2
Цель образовательного проекта: изучить культурно-духовное наследие родного края.
Задачи образовательного проекта:
1) собрать материал о церковных сооружениях;
2) оценить произошедшие изменения в отношении людей к религии;
4) привлечь младших школьников к изучению истории храмов и монастырей;
5) обогатить знания учеников в области православной культуры.
Слайд 3Инновационность проекта
Средства: проектор, экран, презентация, изображения храмов, опросники анкет.
Технологии: гуманно-личностного сотрудничества,
личностно-ориентированного, свободного воспитания, сотрудничества.
Виды деятельности: просмотр презентации, прослушивание текста, рассматривание иллюстраций храмов, анкетирование, рефлексия.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Слайд 4Наша Родина богата историей и культурой. В Московской области находятся исторические
места, памятники архитектуры, археологии, народные промыслы. Всё это объекты культуры. Человек может называться культурным, если он по-настоящему любит свой край и центром культуры всегда было православное христианство.
Московский Кремль
Слово «Кремль» означает «скала». Раньше Кремль был белокаменный. А красные стены были построены более 500 лет назад. Протяжённость стен Кремля более 2 км. У стен - 20 башен. Главная – Спасская. В Кремле находится резиденция президента России. И сейчас в Кремле есть цари: Царь-пушка, Царь – колокол. Одним из красивейших храмов на Красной площади является храм Василия Блаженного или собор Покрова Божией Матери. Храм выстроен из кирпича. Каждый купол храма не похож на другой. Высота храма − 65 м, до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Ежедневно Кремль посещают тысячи туристов. Это очень красивое место в Москве.
Слайд 5А как богата история культуры родного Подмосковья! Золотятся на солнце купола
храмов. Великие русские люди строили христианские храмы. Ведь монастыри были всегда центром духовной и культурной жизни русских людей. Без знания родной культуры человек не может быть назван культурным. Наверное, поэтому мама с малых лет меня брала во все паломнические поездки.
Свято Троице Сергиева Лавра. Основал Лавру Преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. А теперь, в Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Троицкий собор украшался на протяжении веков. Расписывал собор Андрей Рублёв - величайший русский иконописец. Тогда-то и была создана гениальная “Троица” - главная храмовая икона собора. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия - в Троицком соборе.
Слайд 6
Переславль-Залесский
Нам рассказывали, что на всю Россию славится своими монастырями и храмами
Переславль-Залесский. Как мне там хотелось побывать! Оказалось, что Мужской монастырь во имя великомученика Никиты расположен на высоком берегу Плещеева озера. Монастырю более тысячи лет!!! Всех учеников поразило, что купола храмов монастыря не золотые, не синие, а серебряные. Это большая редкость. В храмах много старинных икон и вериги Никиты Столпника. Преодолев расстояние больше километра, можно оказаться на святом источнике преподобного Никиты, который, по преданию, выкопал сам святой. Этот источник очень древний, но из века в век к нему тянутся люди, надеясь на Божию милость и помощь святого Никиты, которую и получают по своей вере. Источник находится в ложбине, и к нему вниз ведут ступени. На нем устроены закрытые купальни и часовня. Все верующие купаются в источнике и отдельно набирают святой воды.
Слайд 7Святыни Одинцовского района
Как богат красотами Одинцовский район! В подмосковном Звенигороде находится
Богородице-Рождественский Саввино - Сторожевский монастырь. Когда-то его называли Лаврой, потому что он был очень популярен в народе. Основателем монастыря был преподобный Савва – ученик Сергия Радонежского. Я пробыл в монастыре всего один день, но мне кажется, что исследовать его можно годами и каждый раз находить что-то новое. Мне запомнилась очень крутая лестница, по которой надо было идти очень аккуратно, чтобы не упасть. А рядом с монастырём - Троицкая церковь и красивейший Собор Рождества Пресвятой Богородицы. В монастыре всех верующих поражает Колокольня-звонница, желающим разрешают даже позвонить.
Слайд 8 Храм Серафима Саровского. Софрино
Исследование духовной культуры родного края было бы
неполным, если бы мы не поехали в Софрино. В этом подмосковном посёлке находится уникальное производство, которого больше нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Здесь трудятся над возрождением православия, российской духовности. Значит, это небезразлично нам и, конечно, следующим поколениям. При «Софрино» существует храм во имя преподобного Серафима Саровского. Я заметил в этом современном храме элементы архитектуры, которые видел в древнейших соборах родного Подмосковья. Удивительно переплелись времена!
Слайд 9Учебное задание
Я решила провести анкетирование в 4 «В» классе и задала
ученикам несколько вопросов. В опросе приняли участие 20 человек.
К какой религии ты себя относишь? а) к православным христианам; б) к мусульманам: в)затрудняюсь ответить
Какие иные религиозные течения ты знаешь?
Веришь ли ты в Бога? а) да; б) нет; в)затрудняюсь ответить
Посещаете ли вы со своей семьей церковь? а) да; б) нет; в) иногда
Знаете ли вы о десяти заповедях Христа? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить
Какие церковные сооружения Подмосковья ты знаешь?
Слайд 10Проблемный вопрос
Какая историческая судьба нашего православного края? Какова история его святых
мест: храмов, монастырей?
Интересна ли эта тема младшим школьникам?
Актуальна ли она в наши дни?
Слайд 11Ответы учащихся
Сделав анализ анкетирования, я была разочарована .
А -16, б -
0, в - 4.
Ислам -6; буддизм-8; затрудняюсь ответить- 6.
а- 12, б - 4, в - 6.
а -12, б -2, в -6.
а-14, б - 4, в -2.
Разные варианты ответов. 15- правильных
В итоге я сделала вывод, что ученики 4 класса недостаточно осведомлены о православной культуре.
Слайд 12Рефлексия
Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е.
высших смысложизненных ценностей.
Важно подчеркнуть, что православно-ориентированное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции. Тема очень интересная, актуальная, помогает пополнить знания учащихся о православной религии.
Дети хорошо усвоили названия православных храмов, точное их местоположение, описание. Никто не остался равнодушным при изучении этой темы.
В процессе усвоения материала ученики были активны, коммуникабельны, честны в ответах на заданные вопросы.
Учащиеся положительно отнеслись к учителю во время изложения изученного материала, внимательно слушали, активно задавали вопросы по теме.