Слайд 1Основы исламской культуры
Сабралиева Светлана Умирбековна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 51
Слайд 2Ислам как мировая религия
Второе место в мире по числу последователей –
1,5 млрд. чел.
Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.
В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Средняя Азия, Индонезия); еще в 29 государствах – значительное меньшинство.
В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Марокко и др.).
Слайд 4Распределение мусульман по регионам мира, 2005 г.
Слайд 5Ислам – в переводе с арабского языка означает "Мир", "Предание себя
[Всевышнему]", "Покорность [Всевышнему]".
Мусульманин - "Предавшийся [Всевышнему]".
(Словарь исламских терминов//www.falaq.ru/dict.php)
Слайд 7Из истории ислама
Ислам возник в VII в. н. э. на Аравийском
полуострове
Основатель – пророк Мухаммад
(571-632 гг. н.э.)
Слайд 8Из истории ислама
610 г. – видение Мухаммаду ангела Джабраила, принесшего
ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
622 г. - переселение (хиджра) Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – «Город Пророка») из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.
Слайд 9Из истории ислама
В центре содержания первых проповедей Мухаммада – идея строгого
единобожия (таухид):
Существует только единственный Бог — Аллах;
Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;
Аллах милостив и милосерден;
Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.
Слайд 10Из истории ислама
Деятельность Мухаммада в Медине:
соединил в своих руках духовную
и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения);
правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы;
первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
Слайд 11Из истории ислама
630 г. –Мухаммад и его соратники возвращаются в
Мекку.
632 г. – смерть Мухаммада. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.
После смерти Мухаммада стали править халифы (халиф в переводе – «заместитель пророка»), избранные мусульманской общиной.
Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют «праведными халифами».
Слайд 12Из истории ислама
В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами
Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на Кавказ.
В 14-17 вв. турки распространили ислам на территорию павшей Византийской империи. Религия распространилась на Балканский полуостров.
Слайд 13Ислам в России
7-8 вв. – Северный Кавказ (Дагестан)
10 в. – Волжская
Булгария (12 мая 922 г.)
13-14 вв. – Золотая Орда
15-16 вв. – Поволжье, Нижняя Волга, Приуралье, Сибирь, чеченские и ингушские селения, Кабарда
18-19 вв. – присоединение к России Средней Азии
Слайд 14Ислам в современной России
Регионы компактного расселения российских мусульман: Северный Кавказ, Поволжье,
Урал, Западная Сибирь.
Численность мусульман России:
1989 – 7,9% населения
1994 – более 8%
На современном этапе – 12-20 млн. (8-12 %)
В Астраханской области – 26% от общей численности населения.
Слайд 15Ислам в современной России
Характерные черты «поволжского» ислама:
Низкая степень политизации;
Терпимость к инаковерующим;
Признание
светского права как независимого источника закона;
Ощутимое влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19-начале 20 вв.).
Слайд 16Крупнейшие мусульманские этносы в России
(http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm, http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php )
Татары – более 5
млн
Башкиры - более 1,5 млн
Чеченцы – более 1,4 млн
Аварцы – 912 тыс.
Даргинцы – 589 тыс.
Кабардинцы – около 517 тыс.
Лезгины – около 47 тыс.
Ингуши – около 445 тыс.
Слайд 17Ислам в современной России
Позитивные факторы:
возрастающая активность ислама в области благотворительности и
духовно-нравственного воспитания верующих;
содействие социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих ценностей.
Негативные факторы:
- активизация экстремистских течений в исламе и т.н. «политического ислама».
Слайд 18Ислам – воинствующая религия?
ДЖИХАД (араб. - священная война - война за
веру; букв. - усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. "священной войны" против иноверцев.
(Большой энциклопедический словарь)
Участник джихада – муджахид (или муджахед)
Шахид (дословно – свидетель) - как правило, муджахид, мученик веры, потерявший жизнь на пути служения Аллаха (или) в джихаде.
(Словарь исламских терминов//www.falaq.ru/dict.php)
Слайд 19Ислам – воинствующая религия?
Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека
по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово «джихад» переводится как «усилие»).
Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными.
(Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась как борьба за распространение ислама).
Слайд 20В войне богословы призывают соблюдать ряд правил:
1. Будьте настолько сильными, чтобы
враги вас боялись и не нападали.
2. Не начинайте военные действия. Старайтесь по возможности сохранить мир.
3. Сражайтесь только с теми, кто сражается против вас. Запрещено коллективное наказание мирных граждан лишь ради нанесения им вреда. Нельзя использовать оружие массового поражения.
4. Прекратите военные действия, как только враждующая сторона склонится в сторону мира.
5. Соблюдайте соглашения и договорённости, пока их соблюдает враг.
6. Нельзя обижать слабых и беззащитных – детей, стариков, женщин, брать в плен священнослужителей и монахов любых вероисповеданий, подвергать физическим мукам и калечить пленников, убивать пленных, принявших ислам.
Слайд 21Ислам ни в коем случае не позволяет совершать теракты против невоюющих
сторон и невинных людей.
Терроризм – это не джихад, а действия, идущие вразрез с учениями ислама.
В современном обществе, где немусульмане живут бок о бок с мусульманами, обязанность мусульман состоит в том, чтобы достичь лучшего взаимопонимания, работать ради всеобщего мира и справедливости, чтобы остановить терроризм, агрессию и насилие против невинных людей.
Это, подчёркивают некоторые исламские богословы, и есть наш сегодняшний джихад.
Слайд 22Из хадисов:
«Тот, кто работает во благо бедных и вдов, равен тому,
кто совершает джихад во имя Аллаха»;
«Это борьба с самим собой, со своими слабостями и недостатками»;
«В день махшара (судный день) будут поставлены на две стороны весов кровь шахида, пролитая на войне, и чернила ученых, потраченные во имя науки. И тогда чернила ученых окажутся тяжелее».
Слайд 23Основные направления в исламе
Сунниты (сунна с араб. – образец, пример)
следуют Сунне;
считают
законными всех первых четырех халифов;
признают решающую роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
не принимают идею о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
не признают особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.
Слайд 24Основные направления в исламе
Шииты (шиа с араб. – приверженцы)
Сунну признают выборочно;
считают,
что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только «семье Пророка», признают законным только халифа Али, потомки которого - настоящие наследники духовной власти;
отрицают возможность избрания имама общиной, так как его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну;
считают, что имамы — единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы.
Слайд 25Основные направления в исламе
Шииты
Особый праздник – Шахсей-Вахсей (в память о
трагической гибели сына Али – Хусейна)
Во время траурной церемонии участники повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы, Хусейн!)
90% мусульман мира – сунниты
Иран, Ирак, Ливия, Йемен, Бахрейн – преобладают шииты
Слайд 26Основные направления в исламе
Суфизм (суф с араб. – шерсть) (Тасаввуф)
мистико-аскетическое течение
в исламе;
суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния;
основными составляющими суфизма принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм;
суфийская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру;
считают, что мирская жизнь лишена красоты и радости, справедливости и свободы, что возможности человека крайне ограниченны, поэтому следует отказаться от мирских дел и вступить на путь аскетизма и поисков «лучшего мира»;
Слайд 27Основные направления в исламе
Суфизм (суф с араб. – шерсть) (Тасаввуф)
на основе
суфийского учения стали образовываться ордены странствующих монахов (дервишей);
усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, которые считаются носителями высшей благодати (чаще всего святыми признавались суфийские шейхи);
деяния святых обрастали легендами, а места захоронения (мазары) становились объектами паломничества.
Слайд 28Ступени пути суфия
Шариат – неукоснительное исполнение законов ислама;
Сулук, тарикат – послушничество
в роли мюрида (ученика) при истинном суфийском шейхе;
Марифат – познание Бога не умом, а сердцем;
Хакикат – полное постижение истины.
Слайд 29Основные направления в исламе
Ваххабизм
Религиозно-политическое течение в суннитском исламе, появившееся в конце
XVIII века. Название получено от имени проповедника Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, который считал, что люди отошли от принципа единобожия и погрязли в роскоши и призывал к очищению ислама от таких новшеств, как культ исламских святых, культ "пророка" Мухаммада, почитание шейхов и др.
Помимо призывов к строгому соблюдению всех норм шариата, ваххабиты выступали против любых развлечений и роскоши и за введение социально-уравнительной системы распределения в умме .
Известные советский исследователь религий Востока А.М. Васильев назвал ваххабитов "пуританами ислама".
Слайд 30http://iran.ru/news/analytics/92303/Chto_takoe_Vahhabizm_kto_takie_vahhabity
Владимир Ефимов. Что такое Ваххабизм, кто такие ваххабиты?
Слайд 31Ислам, подобно иудаизму и христианству, является
религией Откровения
Слайд 32Священное Писание - Коран
Коран (букв. с араб. «чтение вслух») -священная книга
мусульман и главнейший источник вероучения.
В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно «слово Аллаха». Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
Слайд 34Священное Писание - Коран
В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду «на
языке арабском, ясном». Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями.
Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
Суры состоят из аятов (стихов).
Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким.
Слайд 35Священное Писание - Коран
Сура «аль-Фатиха» («Открывающая»), с которой начинается Коран:
Во имя
Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!
Слайд 36Священное Писание - Коран
Темы сур мекканского периода:
Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная
жизнь,
осуждение многобожия язычников;
тема единого Бога (таухид);
рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммеда (в т.ч. библейских)
предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков
Темы сур мединского периода:
предписания по культу и ритуалу,
установления по уголовным, военным и семейным делам,
регламентация социальной жизни мусульманской общины.
Слайд 37Сунна – Священное Предание мусульман
Сунна (букв. значение в переводе с арабского
«обычай», «пример») –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Представляет собой совокупность хадисов – преданий о жизни и делах пророка Мухаммада.
В хадисах мусульмане находят ценные сведения о том, какое поведение угодно Аллаху.
Слайд 38Сунна – Священное Предание мусульман
«Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость
по отношению к вашим матерям»
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай»
«Тот, кто помогает неимущему, подобен сражающемуся на пути Аллаха»
«Старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, как огонь пожирает древесину»
«К грехам первого порядка относится: почитание с Аллахом наравне другого божества; неуважение к родителям и лишение человека жизни ...»
(www.imam.ru/hadis.html)
Слайд 39Основы исламского вероучения
«Вера в единого и единственного Бога»
Не случайно каждая сура
Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...».
Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.
Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.
Слайд 40Основы исламского вероучения
«Вера в ангелов»
Ангелы — это воинство небес, вестники и
посланники Бога, исполнители его воли и решений.
Джабраил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.
Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый Аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха)
Джинны (добрые и злые)
Слайд 41Основы исламского вероучения
«Вера в Писания»
В Коране перечислены пять истинных Писаний:
Свитки,
ниспосланные Аврааму;
Тора, ниспосланная Моисею (Мусе);
Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
Коран, ниспосланный Мухаммаду.
(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).
Слайд 42Основы исламского вероучения
«Вера в Божьих пророков и посланников»
Пророки и посланники —особые
люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков, «Печать Пророков»
9 особо почитаемых («стойких») пророков:
Нух (Ной), Ибрахим (Авраам),
Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф),
Аппуб (Иов), Муса (Моисей),
Дауд (Давид), Иса (Иисус),
Мухаммад
Слайд 43Основы исламского вероучения
«Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна)
и ад (Джаханнат)»
Мухаммад, посещающий Рай
Сцены Ада, Страшный суд
Слайд 44Основы исламского вероучения
«Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира»
Слайд 45«Пять столпов» ислама
1. Исповедовать веру в Аллаха (шахада). «Нет Бога, кроме
Аллаха, и Мухаммад пророк его» – произносит каждый новообращенный в ислам.
2. Совершать пятикратную в течение дня молитву - намаз.
3. Соблюдать пост (ураза), который длится в течение священного месяца рамадан.
4. Платить налоги и раздавать милостыню (в мечеть, нищим, калекам) для спасения собственной души (закят, садака).
5. Один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов: семикратно обойти Каабу, поцеловать «черный камень», пробежать между священными холмами, принести в жертву овцу, побить камнями дьявола и т. д.
Слайд 46Значимые обряды
Рождение ребенка.
Суннат – обрезание крайней плоти, символизирует приобщение к религии
(от 7 дней до 15 лет);
Никах – бракосочетание;
Обряд погребения.
Во время хаджа: семикратный обход вокруг Каабы, стояние на горе Арафат, побивание камнями шайтана в долине Мина, жертвоприношение барана.
Слайд 47Памятные дни и праздники мусульман
Великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России
под тюркским названием Курбан-байрам - отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.
Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам -посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня
Слайд 48Памятные дни и праздники мусульман
Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммада).
Праздник
мирадж (вознесение пророка Мухаммада на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.
Ночь предопределений (Ляйля́туль-Кадр)– связана с получением Мухаммадом первого откровения от Аллаха.
Слайд 49Памятные дни и праздники мусульман
Национальные традиции и праздники – н-р, Навруз,
иранский Новый год, совпадающий с началом весны.
Пятница – «день собрания» – день отдыха, день коллективной праздничной молитвы, перед которой произносится проповедь (хутба).
Слайд 51Кааба и Черный камень
Кааба - храм, к которому ежедневно обращены взоры
всех мусульман во время совершения молитвы.
Дословно слово «Кааба» в араб. языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб».
Высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 м2. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр.
Стены Каабы накрыты четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В восточном углу сооружения, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован Черный камень в дорогой серебряной оправе.
Слайд 53Мечеть
От араб. масджид — место, где совершают земные поклоны — это,
прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.
никак особым образом не освящается;
строится по определенным правилам, канонам и богато украшается;
можно не только молиться, но и решать различные жизненные проблемы;
нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы; украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
.
Слайд 54Мечеть
собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);
двор, где должен находиться фонтан
для омовения;
один или несколько минаретов (от араб. минара – маяк) – башни, с которых служитель – муэдзин нараспев призывает верующих к молитве;
внутри здания мечети обязательно должен быть михраб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.
минбар — кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.
Слайд 55Мечеть
Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке
Мечеть Аль-Набави (мечеть пророка в Медине)
Мечеть
Аль-Акса, расположенная на Храмовой горе в Иерусалиме
Слайд 56Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме
С этим местом связано ночное путешествие пророка
Мухаммада и его вознесение. В этом месте Мухаммад встретил пророков, посланных до него - Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) и совершил молитву в качестве имама. После молитвы ангелы рассекли Мухаммаду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммаду правила мусульманской молитвы.
Слайд 57Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме
Архитектурный памятник, оберегающий священную скалу, с которой
пророк Мухаммад вознесся в небо.
Эта скала (вершина горы Мориа), еще задолго до возникновения ислама, считалась центром сотворения мира. Именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид построил алтарь, а его сын, Соломон, воздвиг здесь Храм, где хранился Ковчег Завета.
Слайд 58Стамбул
Бухара
Малайзия
Индия
Исламабад
Иран
Слайд 59Казань
Уфа
Москва
Грозный
Астрахань
Санкт-Петербург
Слайд 60Фонтан для омовения.
Мечеть Калян. Бухара
Молитвенный зал
Богослужение в мечети
Слайд 61Титулы в исламе
Мулла (от араб. слова «маула» - господин) - так
обычно в России называют исламского служителя культа.
Имам – почти то же самое, что и мулла (с араб. «амма» – стоять впереди). Это не сан и не профессия, а скорее уважаемое положение человека среди единоверцев.
Хатыбы – проповедники в исламе.
Муфтий (букв. с араб – высказывающий) – глава мусульман-суннитов на большой территории.
Аятолла («знак божий»)– почти святой, авторитет которого непререкаем (у шиитов).
Слайд 62Шариат (букв. «правильный путь»)
Свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний
и ритуалов.
Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.
Принцип, лежащий в основе шариата:
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (Коран 2:286).
Любые действия мусульман делятся на «разрешенное» и «запретное» («халал и харам»).
Слайд 63Харам
употребление любого алкоголя и наркотиков;
курение;
выбрасывание на землю остатков пищи, особенно хлеба;
излишнее
использование воды и огня;
употребление в пищу некоторых видов продуктов, в первую очередь свиного мяса, а также мяса земноводных;
попадание крови убитого животного в пищу.
Слайд 64Харам
В отношениях между людьми ислам запрещает
убийство человека и покушение на него;
воровство
частного или государственного имущества;
насмешки, издевательства и высокомерие;
клевету и сплетни;
применение кличек и прозвищ в адрес людей.
Слайд 65Харам
Ислам также запрещает некоторые действия:
азартные игры и ростовщичество;
все виды гаданий;
изображение людей
и животных (поэтому в мусульманских странах развито искусство орнамента, каллиграфии).
Слайд 66Исламское искусство
Каллиграфия - искусство изображения слова
Слайд 67Исламское искусство
Книжные миниатюры
Слайд 68Исламское искусство
Орнамент - стили:
геометрический – гирих - узел, это сложный геометрический
орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий;
растительный – ислими – построен на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.
Слайд 69Арабески
европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических,
каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.
Слайд 71Брак и семья в исламе
Семья в исламе – «место, где успокаивается
душа и отдыхает сердце».
Женщина в исламе занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Мужчина стремится к Богу, а женщина – к мужчине, своему повелителю – такова мусульманская норма.
Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен. Число четыре объясняется так: одна жена может завоевать превосходство над мужем, две будут постоянно ссориться, при трех женах две будут неизменно выживать одну – самую красивую, четыре же обеспечат семье покой и гармонию.
Слайд 72Брак и семья в исламе
Мусульманка по шариату не имеет права выходить
замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на «людях Писания» (христианке, иудейке).
Пророк Мухаммад говорил: «И мужчина попечитель своей семьи и отвечает за нее, и женщина попечительница в доме своего мужа и отвечает за это».
Женщина должна являть собой пример благопристойного поведения.
Слайд 73Брак и семья в исламе
Свадебные формальности состоят в подписании брачного контракта
в присутствии двух свидетелей мужчин (или одного мужчины и двух женщин).
Брачные узы закрепляются особым обрядом – никах, который совершает мулла. От лица невесты контракт подписывает отец или опекун. Мужчина обязан дать махр, который становится собственностью жены.
И муж, и жена имеют право на развод.
Чтобы развестись муж должен лишь произнести слово «талак» (развод). Если это слово сказано трижды, то примирение супругов более невозможно.
Слайд 75Брак и семья в исламе
Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
Пример – один из методов нравственного воспитания.
Уважительное отношение к женщине-матери
(в хадисах сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери»).
Уважительное отношение к старшим.
Почитание родителей.
Слайд 76Нравственность мусульманина
порядочность
благонравие
бескорыстность
доброта
великодушие по отношению к обидчикам
дружба и взаимопомощь
скромность
смирение и др.
Слайд 77Символика цвета в исламе
Первым основным цветом в исламской символике считается белый
как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
Второй основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет — красный, причастный к Свету., это положительный символ — Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Голубой — самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Черный — отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. Главный священный символ исламского храма — черный камень.
Зеленый — главный !!! цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение.
Слайд 78Использованные ресурсы
А.Е. Кулаков. Религии в России. 10 (11) кл. М.: АСТ-Пресс
Школа, 2007.
История религий. Уч. пособие для уч-ся 10-11 кл./Под ред. А.Н. Сахарова. М.: Русское слово, 2009.
В.И. Пискарев, И.В. Сафронова. История религий. 10-11 кл. Книга для уч-ля в 2 частях. Часть 2. М.: Русское слово, 2011.
www.islamculture.ru
www.islam.com.ua/articles/meet_islam/culture
www.imancentre.ru
www.islamsng.com
www.islam.ru
www.russian-mosques.com
www.mirasky.h1.ru/islam/ornament.htm
www.islamnaneve.com
www.kaaba.ru
www.imam.ru
www.falaq.ru
www.erusalim.ru