Презентация, доклад по окружающему миру Образование в России 19 века

По данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7%  в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом

Слайд 1Образование в России XIX века.
Новицкая О.С.
Воспитатель ГПД Гимназии №284
г. Санкт-Петербург

Образование в России XIX века. Новицкая О.С.Воспитатель ГПД Гимназии №284г. Санкт-Петербург

Слайд 2По данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2%

в городе и всего 2,7%  в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности.
По данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7%  в

Слайд 3Во время правления императора Александра I, в 1802 г. Создается Министерство 

народного просвещения.
Народное образование делилось на 4 ступени:
- приходские училища;
- уездные училища;
- гимназии;
университеты.
Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский.

Во время правления императора Александра I, в 1802 г. Создается Министерство  народного просвещения.Народное образование делилось на 4

Слайд 4 Срок обучения – 1 год. В них велось обучение

детей низших слоев, в которое входило  религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и « назубок». Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, перегруженность  (иногда до 70–80 учеников одном классе), нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения.

Приходские училища

Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило 

Слайд 5 Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких

торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию.

Уездные училища ( в уездных и губернских городах)

Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план

Слайд 6Здесь было 15 предметов.  Все предметы  вели два учителя. Там были

более удобные помещения, более грамотные  педагоги и хотя бы минимальное количество учебников.
Но там процветали зубрежка, розги, педагоги не всегда были профессионально подготовлены. Эти учебные заведения предназначались для купцов, мещан, зажиточных ремесленников. Цель обучения – подготовка учащихся к  практической деятельности. По Уставу 1828 г.  преподавали закон Божий, русский язык, Священную историю, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание, черчение. Срок обучения стал  3 года.

Уездные училища

Здесь было 15 предметов.  Все предметы  вели два учителя. Там были более удобные помещения, более грамотные  педагоги

Слайд 7Гимназии
Учебный план гимназии  был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные

науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. Телесные наказания существовали и в гимназиях.
К концу первой половины XIX века в Петербурге, например, существовало только 5 гимназий, и в конце 50-х годов общее количество гимназистов в Петербурге насчитывало 1425 человек.
ГимназииУчебный план гимназии  был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов

Слайд 8 Московский университет, открытый в 1755 г., был центром

высшего образования не только Москвы, но и всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В 1805 г. было открыто еще 2 университета: Казанский и Харьковский. Университеты были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет.
За период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.

Университеты

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования не только Москвы, но

Слайд 9Женское образование
Вопрос с женским образованием решался в России непросто.

Предполагалось, что образование необходимо  только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми.  Так появились институты благородных девиц.
Женское образование  Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо  только женщинам

Слайд 10 Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт,

или Воспитательное общество благородных девиц,  как его раньше называли. Он был основан в 1764 году. Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались  институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения  (дочери ремесленников, отставных низших военных чинов,  мелких торговцев, мелких чиновников) могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. Целью училища было воспитание  хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образован Мариинский институт.

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт, или Воспитательное общество благородных девиц,  как

Слайд 11 Кроме государственных учебных заведений, в России было развито  частное

образование (частные пансионы). Пансионы делились на 3 разряда в зависимости от учебной программы: программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий (обучались дети состоятельных дворян), II — уездным училищам (обучались дети купечества, состоятельного мещанства), III — приходским(учились дети бедных дворян, мелких торговцев и даже зажиточных казенных крестьян).
Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.

Частные пансионы

Кроме государственных учебных заведений, в России было развито  частное образование (частные пансионы). Пансионы делились на

Слайд 12 Домашнее образование и воспитание получала  значительная  часть 

дворянских детей.  Его качество во многом зависело от культурного уровня самих родителей, хотя именно от них оно зависело мало, т.к. после няни, в возрасте 7-8 лет детей передавали на воспитание гувернеров ( мальчиков) и гувернанток (девочек), в основном немецкого или французского происхождения. Часто гувернеры не имели никакого образования, а на родине были парикмахерами или лакеями.

Домашнее образование

Домашнее образование и воспитание получала  значительная  часть    дворянских детей.  Его качество во

Слайд 13Закрытые учебные заведения для дворянских детей
Система закрытых учебных заведений для дворянских

детей в основном состояла из военных училищ (кадетских корпусов): Пажеский корпус, Дворянский полк, школа колонновожатых (штабных офицеров) и др. Военная служба считалась престижной для дворян. Корпуса  давали воспитанникам общеобразовательную и военную подготовку.
Закрытые учебные заведения для дворянских детей Система закрытых учебных заведений для дворянских детей в основном состояла из

Слайд 14 Это было совершенно  особое учебное заведение, не имевшее

аналогов в России. Проект создания Лицея был разработан  Сперанским как учебное заведение для одаренных детей. Лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику; в науках исторических наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности  входили художественная литература, стилистика, лингвистика,  эстетика.  «Изящные науки» включали чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, верховую езду, фехтование и плавание.

Царскосельский лицей

Это было совершенно  особое учебное заведение, не имевшее аналогов в России. Проект создания Лицея

Слайд 15Образование во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в. Появилась

необходимость подготовки специалистов  с техническим образованием. Были открыты и новые высшие технические учебные заведения, их количество  возросло с 7 почти до 60. Женский вопрос в это время стоял очень остро. Министерство просвещения приступило к подготовке реформы женской школы. И уже в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского. Оно стало открытым и формально всесословным — к обучению в нем допускались «девицы всех свободных состояний, без различия сословий» от 9 до 13 лет. Учебная программа была рассчитана на 7 лет. В 1862 году Мариинские женские училища были переименованы в гимназии; так же, как в мужских гимназиях, полный курс обучения в них составлял семь лет, сокращенный — три года.
К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным.




Образование во второй половине XIX века Во второй половине XIX в. Появилась необходимость подготовки специалистов  с техническим

Слайд 16Используемые материалы:
https://www.rosimperija.info/post/391

Используемые материалы:https://www.rosimperija.info/post/391

Слайд 17Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть