Слайд 1Автор: Кузнецова Оксана,
4 «Г» класс, МАОУ «СОШ 4»
Научный руководитель:
Мельникова Ольга
Михайловна, классный руководитель
Слайд 3Актуальность: всё вокруг – это физика! Физические законы действуют в окружающем
нас мире повсюду. Мы испытываем и используем их действие постоянно, часто сами того не замечая. Такая наука как физика делает большой вклад в мировоззрение человека.
Слайд 4 Цель работы: пробудить интерес к физике и поддержать его.
Задачи:
Изучить
литературу по теме исследования.
Сделать подборку опытов по физике, которые можно показывать в домашних условиях.
Гипотеза: предположим, что дом это физическая лаборатория.
Объект исследования: занимательные опыты по физике, которые можно проводить в домашних условиях.
Методы исследования: изучение научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.
Слайд 10Физические эксперименты
Физика – точная, занимательная наука. Особенно интересно ставить физические опыты
и эксперименты.
Опыт 1. Яйцо в бутылке
Можно ли поместить яйцо в бутылку, не разбив его? Можно, если разбить саму бутылку. Можно, но в пластиковую бутылку – для этого достаточно срезать её горлышко. Можно, но в очень большую бутылку с очень большим горлышком. Можно, но перепелиное. Есть множество вариантов решения этой задачи, но мы попробуем поместить куриное яйцо в бутылку, не разбив ни бутылку, ни яйцо.
Нам понадобится: сваренное вкрутую яйцо, бутылка с широким горлышком, спички, бумага.
Поджигаем бумагу и быстро опускаем её в бутылку, предварительно смазав горлышко бутылки растительным маслом.
Убедившись, что бумага продолжает гореть, устанавливаем на горлышко бутылки очищенное яйцо.
Горение бумаги прекращается, яйцо начинает втягиваться в бутылку. Яйцо оказывается в бутылке.
Объяснение опыта: При горении бумаги воздух внутри бутылки согрелся и, расширившись, вышел наружу. Когда мы заткнули горлышко бутылки яйцом, то воздух внутри бутылки, постепенно остывая, стал сжиматься, его давление стало меньше атмосферного, и яйцо засосало внутрь. Варёное яйцо пластично и довольно легко меняет форму. Поэтому оно проскальзывает внутрь. Давление воздуха вталкивает яйцо в бутылку.
Слайд 11Опыт 2. Огнеупорный шарик
Приборы и материалы: Два воздушных шарика, свеча, спички, вода.
Надуваем
первый шарик. Наливаем немного воды в него и завязываем.
Поджигаем свечу и подносим к пламени шарик с водой.
Спустя время на нем остаются черные пятна от свечи, но он не лопается.
Надуваем и завязываем второй шарик. Подносим шарик с воздухом к пламени свечи. Он тут же лопается.
Объяснение опыта:
Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи.
Слайд 12Опыт 3. Шарик в стакане с водой
Приборы и материалы: Стакан, вода,
шарик для настольного тенниса.
Бросаем шарик в стакан. Наливаем в стакан воду и пытаемся установить его по центру. Не получается.
Доливаем воду до краев стакана, и шарик сам устанавливается по центру.
Объяснение опыта: Когда мы добавили воду, поверхность воды стала выпуклой. Сила поверхностного натяжения выставила шарик по центру стакана.
Слайд 13Опыт 4. Возгорание потухшей свечи
Приборы и материалы: Свеча, спички или зажигалка.
Зажигаем свечу.
Через
несколько секунд потушим ее.
Теперь поднесём горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.
Объяснение опыта: Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.
Слайд 14Опыт 5. Карандаши
Нам понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет
наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение опыта: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Слайд 15Заключение
1. Задуманный нами проект по теме
«В мире занимательной физики» выполнен. В целом получилось то, что мы задумывали в начале работы. Поставленные в начале проекта цели, мы считаем достигнутыми.
2. В ходе работы над проектом, мы узнали, что существует много простых и эффектных опытов, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики. Это вызвало у нас восторг, изумление, познавательный интерес и побудило к творческой деятельности.
3. В результате у нас появилось желание участвовать в демонстрации занимательных опытов, постановка которых была для нас интересной и неожиданной.
Слайд 17Библиография
Ф. Ола, Ж. – П. Дюпре, А. – М. Жибер, П.
Леба, Дж. Лебьом. Занимательные эксперименты и опыты. – М.: Айрис, 2013.
Л. Ачети, Дж. Бергамино. Мои первые эксперименты. – М.: РОСМЭН, 2017.
Горев Л. А. Занимательные опыты по физике - 6-7 класс. 1985.
Ковтунович М.Г.. Домашний эксперимент по физике, 7-11 класс, 2007.
Диканева О.Т.. Воспитывай творца: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993
Шишкин Н.Н.. Клуб юных физиков: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991