Слайд 1ГБОУ Школа №814 СП ДО №863
На тему: «Синичкин день» в средней
группе
Ильевой Светланы
Александровны
Слайд 2«Синичкин день» в средней группе
Цель: Уточнить и расширить представление детей о
перелетных птицах, (синице, об их жизни в осенне – зимний период).
Задачи: Познакомить с праздником «Синичкин день». Уточнить представления о внешнем виде и образе жизни синицы. Развивать внимательность и наблюдательность. Учить понимать образный смысл загадок. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Оборудование: Магнитофон запись голоса птиц, картинки птиц, игрушка ежик, обручи.
Слайд 3Ход занятия
Воспитатель: Вот и отшумела золотая осень. Какие изменения произошли в
природе?
Дети: Дни стали короче, а ночи длиннее. Деревья сбрасывают свои листья. Становится холоднее. Птиц стало мало.
Воспитатель: Почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые
питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели в
тёплые края?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: Каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: Грачи, Ласточки, Соловьи, Скворцы
Воспитатель: Правильно, ребята! С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц.
Слайд 4Воспитатель:
Ой ребята, тише, тише,
Что - то странное я слышу.
Гость какой-то
к нам спешит
И как будто бы шуршит.
Кто б ты ни был заходи
Да ребят повесели.
(Раздаётся шорох, появляется Ежик)
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Это ежик
Воспитатель (со слов ежика): Вот с тех пор, как осень приходит к нам в лес, ежика шуршать листвою просят, чтоб слышать листьев голоса, и голоса птиц. Видел он в осеннем лесу много синиц. Но сегодня утром он проснулся и увидел, что в лесу, отчего то тихо, и синички сидят на ветках и грустят. Ребята, а отчего синичкам грустно я вам расскажу. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, вот и наступил последний осенний месяц.
Потому что сегодня – Синичкин день.
Слайд 5Воспитатель: а что же это за такой необычный День?
12 ноября отмечается
– Синичкин день т.е. день встречи зимующих птиц.
Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Люди готовились и готовятся к встрече зимних птичек. Для этого сооружаются кормушки и развешиваются в садах и парках. В них обязательно нужно положить лакомства для прилетевших гостей:
зерна пшена, риса, проса, гречки;
хлебные крошки и сухарики;
сушеные ягоды рябины и орешки;
кусочки сала, но только несоленого.
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а праздник свой знает».
По приметам к этому сроку птицы, подбираются ближе к жилью,
где больше корма.
Воспитатель: И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Слайд 6Воспитатель: Вот и мы с вами в этот день поиграем, по
отгадываем загадки, покормим птиц.
Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: Для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: Давайте рассмотрим окраску перьев.
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: Весной семья синиц ищет место для гнезда. Они вьют гнездо из тонких прутиков и соломы. Чем утепляют гнёзда? Для утепления жилища они устилают пухом, перьями появляются птенцы.
Синицы очень заботливые, от зари до зари трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц и кормят своих птенцов.
Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Осенью птички собираются в стаи облетают сады и парки. Они внимательно обследуют. Обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем –то угощенье.
Слайд 7Перья с загадками:
1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не
боится – собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». Дети: Воробей
2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… Дети: Ворона
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? Дети: Дятел
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? Дети: Сорока
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». Дети: Синица
Слайд 8Игра на внимание «Синицы».
Обруч – это гнездо. Все дети – синицы.
Они свободно летают
по группе. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Игра «Собери картинку»
Дети делятся на несколько команд и каждой команде дается картинка, заранее порезанная как пазл, команда должна собрать быстрее всех.
Слайд 9Игра «Узнай птицу по голосу»
Физкультминутка «Шустрые синички»
Скачет шустрая синица, (прыжки
на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири - тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Игра на внимание «Какой птички не стало?»
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц,
незаметно для детей убирается одна из картинок и спрашивается:
— Какой птички не стало?
Воспитатель: а сейчас мы отправимся на прогулку, и мы с вами покормим птиц, насыплем корм в кормушки.
Слайд 10Итог занятия
Воспитатель: Дети, птичек мы покормили. Действительно, зима – трудное время
для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а, чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Как вы думаете, синичкам стало весело? И они нам сказали спасибо?
Дети: Да! (Синички радостно клевали крошки хлеба, сало, рябину).
Воспитатель: Что вам запомнилось из сегодняшнего
занятия?
Ярослава: Рассказ про синичкин день.
Дима: понравилось отгадывать загадки на перышках.
Арсений: Распознавать птиц по голосу.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Вы все молодцы. На этом наше занятие закончилось. Но мы еще продолжим тему с перелетными птицами. Спасибо.
Слайд 13Какая птица не относится
к перелетным?
Слайд 14«Не велика птичка-синичка,
а праздник свой знает»
12 ноября – Синичкин день
(или Зиновий – Синичкин). С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается
Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц.
Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц,
загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
По приметам к этому сроку птицы, подбираются ближе к жилью, где больше корма.
Слайд 17Физкультминутка «Шустрые синички»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей
на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири - тири, Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Слайд 21Распознаем птицу по голосу
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на
скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" ..
(Дятел)
Слайд 22Распознаем птицу по голосу
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый
край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый
(Воробей!)
Слайд 23Распознаем птицу по голосу
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать
прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)
Слайд 24Распознаем птицу по голосу
Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко
мышь найдет в траве.
Говорим мы о
(Сове)
Распознаем птицу по голосу
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?:
Знать опять среди ветвей
Поселился...
(соловей)
Слайд 26Распознаем птицу по голосу
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте
что за птица?
Называется
(Синица)
Слайд 27Источники:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-starshei-grupe-tema-pereletnye-pticy.html
2. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-rechevomu-razvitiyu-v-srednei-grupe-tema-sinichkin-den.html
3. https://infourok.ru/kartoteka-irg-po-ekologii-dlya-doshkolnikov-889984.html
http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-prazdnik-na-temu-sinichkin-den-v-srednei-grupe.html
Ссылки на картинки:
svlkmuusika.blogspot.ru
http://www.zooclub.ru/wallpaper/25469
http://www.kamsha.ru/forum/index.php?topic=17127.msg772997
https://vk.com/topic-46717999_27693878?post=135
http://russianpoetry.ru/stihi/vdohnovenie-146535.html
http://www.latoro.ru/20491-shpaleri-sova.htm
http://irkipedia.ru/node/4614/all-dates
Слайд 28Ссылки на загадки:
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-djatla.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-solovja.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sovu.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sinicu.html
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-voronu.html