Слайд 1Доклад на тему:
«Роль классного руководителя в формировании УУД на начальной ступени
обучения»
Слайд 2В.А.Сухомлинский писал, что
«человек, который встречается с учениками только на уроке –
по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем».
Слайд 3Классный руководитель –
это организатор и руководитель целостного
педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.
Слайд 4 Первоочередная задача классного руководителя - создать комфортные условия обучения для
всех школьников, сделать так, чтобы ребенок стремился в школу.
Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время.
Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика.
Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.
Слайд 5 Самый сложный класс – это первый.
Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного. Классный руководитель должен использовать такие виды работ , которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в школе, растет положительное отношение ребят к школе. Одной из форм самоопределения в начальной школе является формированием основ гражданской идентичности личности. И тут роль классного руководителя остается незаменимой. Тематические классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия помогают мл. школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы классного руководителя, образовательные технологии должны носить деятельностный , продуктивный характер.
Слайд 6Приоритетным направлением в формированииУУД является проектная деятельность.
С 1 класса учатся
дети работать над проектами. Начинается работа с коллективных работ, которые дают возможность каждому поучиться в создании проекта .Это приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. Постепенно проекты приобретают проблемно- исследовательский характер. Какие же УУД формируются в процессе работы над проектами?
Слайд 71.Регулятивные формируются на этапах
*нахождения проблемы;
*выдвижение проблемы;
*постановки цели.
2.Познавательные УУД формируются на этапах:
*подбора
литературы;
*работа с литературой;
*поиск информации в интернете.
3.КоммуникативныеУУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
4.Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.
Говоря о личностныхУУД, нельзя не сказать о развитии самооценки мл. школьника. Роль кл. рук не менее важна: научить адекватно оценивать как себя , так и чужие поступки.
Слайд 8 Кроме использования различных методов, приемов и технологий, направленных на формирование
УУД, классного руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога – воспитателя.
Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Слайд 9 Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими
детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта.
Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
Слайд 10 "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы,
воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души"
(по Ш.А. Амонашвили).
Слайд 11Завершить своё выступление хочу словами В.А.Сухомлинского:
“Через сказку, фантазию, игру, через
неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.