Слайд 1Принципы и задачи семейного воспитания
Методический материал
к занятию
Слайд 2Семейный кодекс РФ
Ст. 54. Каждый ребенок имеет право
жить и воспитываться в семье. Общаться с родителями и другими родственниками.
Слайд 3Семейное воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов
семьи и семейного уклада.
Слайд 4Семейное воспитание
- это сложная система воспитания и образования. На него
влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.
Слайд 5Принципы семейного воспитания
Дети должны расти в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
Родители
должны понять и принять ребенка таким, какой он есть и способствовать развитию в нем лучшего.
Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней.
Идеальная модель для подражания – личность самих родителей.
Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
Оптимизм и мажор – основа стиля и тона для общения с детьми в семье.
Слайд 6Задачи семьи состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и
развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Слайд 7Общая задача семейного воспитания
Общая задача семейного воспитания – подготовка детей к
жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.
Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья.
Слайд 83 группы задач семейного воспитания
1. Воспитательные задачи:
- формирование основ характера ребенка,
его исходных нравственных установок и позиций;
- закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.
Слайд 93 группы задач семейного воспитания
2. Образовательно-воспитательные задачи:
- осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка
к формированию в будущем собственных семейных отношений;
- формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
- взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;
- вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.
Слайд 103 группы задач семейного воспитания
3. Личностно-развивающая задача
- создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.
Слайд 11Особенности семейного воспитания
Особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет
собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений.
Слайд 12Недостатки семейного воспитания
Отсутствие программы воспитания
Тенденция создавать условия для себя
Непонимание роли оценки
в воспитании и обучении ребенка
Использование случайной педагогической литературы
Непонимание возрастных особенностей ребенка
Неумение дать своему ребенку объективную характеристику
Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка
Слайд 13Компоненты воспитательного потенциала семьи
понимание целей и задач воспитания в семье;
уровень педагогической
культуры;
умение применять на практике методы и средства воспитания;
наличие ответственности родителей за воспитание детей;
характер внутрисемейных отношений;
наличие примера и авторитета родителей;
согласованность семейного и общественного воспитания в обучении и развитии детей.
Слайд 14Стили семейного воспитания
(по Г.Б. Степановой)
Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание,
силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии.
Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения,
часто агрессивны.
Слайд 15Стили семейного воспитания
(по Г.Б. Степановой)
Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают
детей ни в каких проявлениях и действиях.
Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отверждению сверстниками.
Слайд 16Стили семейного воспитания
(по Г.Б. Степановой)
Демократический стиль – родители направляют и
контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление.
Таких детей можно назвать хорошо социально адаптированных. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны.
Слайд 17Обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе
«Я нужен
и любим, и я люблю Вас тоже» - выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.
«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» - ребенок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.
«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.
«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребенок теряет чувство собственной значимости, стремится отгородиться от общения.
Слайд 18Необходимость семейного воспитания
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру.
Ребенок больше предрасположен
к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Семья позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
Слайд 19Особенности современной семьи
В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое
чувство, однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке.
Преимущественное преобладание гражданских, светских браков, хотя есть тенденция увеличения браков, оформленных церковью.
Равноправие мужчины и женщины, защита прав всех членов семьи.
Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности.
Свобода заключения и расторжения браков.
Тенденция демократизации семейных отношений, экономическая и нравственная раскрепощёность всех членов семьи.
Сокращение рождаемости (в настоящее время многодетной считается семья с 3 детьми).
Слайд 20ПРАВИЛО:
прежде чем предъявить требования к ребёнку, предъяви их к себе.
ВОСПИТАНИЕ –
это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых
Слайд 21Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель МДК.04.01
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»
E-mail:
soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!