Презентация, доклад по математике Работа с текстовой математической задачей

Содержание

Что такое текстовая задача? Это описание некоторого явления (ситуации, процесса) с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.Это

Слайд 1«Работа с текстовой математической задачей»
Ролдугина Юлия Александровна
учитель начальных классов
МОУ СШ №24

«Работа с текстовой математической задачей» Ролдугина Юлия Александровнаучитель начальных классовМОУ СШ №24

Слайд 2 Что такое текстовая задача?
Это описание некоторого явления (ситуации, процесса)

с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Это словесная модель ситуации, явления, процесса.
В текстовой задаче описывается не все событие или явление, а лишь его количественные и функциональные характеристики
Что такое текстовая задача?  Это описание некоторого явления (ситуации, процесса) с требованием дать

Слайд 3Текстовая задача состоит из двух частей :

условия и требования (вопроса)

Задача:
На тарелке было 6 жёлтых яблок и 4 красных.
Съели 7 яблок. Сколько яблок осталось на тарелке?
Условие – это то, что известно.
На тарелке было 6 жёлтых яблок и 4 красных.
Съели 7 яблок.
Требование (вопрос) задачи — это то, что нужно найти.
Сколько яблок осталось на тарелке?

Текстовая задача состоит из двух частей :           условия

Слайд 4Этапы решения задачи

Восприятие и осмысление задачи.
Цель:
понять задачу,
установить смысл каждого

слова, словосочетания, предложения,
выделить отношения (о чём говориться в задаче?),
величины (что говориться ?),
зависимости ( на сколько та или другая величина больше или меньше?), известные и неизвестные (какие величины известные, а какие нет?),
искомое требование (что надо найти?).

Этапы решения задачиВосприятие и осмысление задачи.Цель: понять задачу, установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения, выделить отношения (о

Слайд 5Приёмы выполнения
Правильное чтение задачи
правильное

прочтение слов и предложений,
выяснение значений непонятных слов,
правильная расстановка логического ударения
на числовые данные и на слова,
которые определяют выбор действия,
выделение интонацией вопрос задачи)
Правильное слушание при восприятии задачи на слух:
учителем или хорошо читающим учеником
 
Представление ситуации, описанной в задаче:
создание зрительного образа (по иллюстрации);
создание кинестетического образа (в практической, игровой деятельности) 

Приёмы выполненияПравильное чтение задачи       правильное прочтение слов и предложений,  выяснение

Слайд 6Приёмы выполнения
Разбиение текста на смысловые части.
выделите

в тексте задачи условие и вопрос.
условие подчеркните одной чертой, вопрос - двумя чертами.
Белке из сказки А. С. Пушкина
« О царе Салтане» нужно
разгрызть 17 золотых орехов.
Она разгрызла только 6.
Сколько золотых орехов
ей осталось разгрызть?


Приёмы выполнения Разбиение текста на смысловые части.    выделите в тексте задачи условие и вопрос.

Слайд 7Графической:
условный рисунок

Приёмы выполнения
чертёж (выбирается единичный отрезок:
1 клетка – 1 золотой

орех )

схематический чертёж
(схема)
 
Рациональный вид модели!
 

Графической: условный рисунокПриёмы выполнениячертёж (выбирается единичный отрезок:1 клетка – 1 золотой орех )схематический чертёж   (схема) Рациональный

Слайд 8Словесной:
краткая запись
Нужно разгрызть– 17зол. орех.
Разгрызла–

6 зол.орех.
Осталось - ? зол.орех.
 
Постановка вопросов.
О чем говорится в задаче?
Что известно?
Все ли золотые орешки белка разгрызла сразу?
Что неизвестно в задаче?

Приёмы выполнения

Словесной:  краткая запись  Нужно разгрызть– 17зол. орех.  Разгрызла– 6 зол.орех.  Осталось - ?

Слайд 9Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным

и искомым.

По опорным словам краткой записи:
 
- Что нужно узнать в задаче?
- Какое действие выберем для решения задачи?
- Почему?
2. По графической модели
(например, по схеме):

- Покажите на схеме, сколько золотых орешков нужно разгрызть белке?
- Это часть или целая величина?
- Покажите на схеме, сколько золотых орешков Белка уже разгрызла?
- Это часть или целая величина?
- Какой вопрос в задаче?
- Как на нашей схеме обозначено искомое количество орехов? Покажите!
- Какое действие выберем для решения задачи?
- Почему?

?

??

Цель: выбрать арифметическое действие для решения задачи, установив зависимости между известным и искомым.По опорным словам краткой записи: 

Слайд 10Выполнение решения.
Цель: найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи).


Письменное выполнение
арифметического

решения:
17-6=11 (зол.орехов)

Выбор действия

Выполнение решения.Цель: найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи).Письменное выполнениеарифметического решения:17-6=11 (зол.орехов)Выбор действия

Слайд 11Письменное выполнение арифметического решения.

Учитель: - Запишите решение задачи самостоятельно.
Один ученик записывает

решение на доске, остальные в тетради.

17-6=11 (ор.)

Учитель: - Проверим решение задачи, сравнивая своё решение
с решением на доске.

Письменное выполнение арифметического решения.Учитель: - Запишите решение задачи самостоятельно.Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетради.

Слайд 12Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного

решения.

2. Установления соответствия между результатом решения и условием задачи:
В текст задачи вместо вопроса подставляем ответ на него («11 золотых орехов») и проверяем, нет ли противоречия.
Белке из сказки А. С. Пушкина «О Царе Салтане» нужно разгрызть 17 золотых орехов. Она разгрызла только 6.
Ей осталось разгрызть 11 орехов.
17-6=11

Проверка решенияЦель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.2. Установления соответствия между результатом решения

Слайд 13Формулировка ответа на вопрос задачи.
Цель: дать ответ на вопрос задачи.

 
Формулировка полного

ответа на вопрос задачи устно;
Белке осталось разгрызть 11 золотых орехов.
Запись краткого ответа.
Ответ: 11 золотых орехов.

Формулировка ответа на вопрос задачи.Цель: дать ответ на вопрос задачи. Формулировка полного ответа на вопрос задачи устно;

Слайд 14Преобразование задачи
1. Введение в условие задачи новых данных;

2. Изменение вопроса без

изменения условия;

3. Изменение условия без изменения вопроса;

4. Изменение условия и вопроса;

5. Сравнение содержания и решения данной задачи с содержанием и решением другой задачи;

6. Исследование решения (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Возможны ли другие методы решения?);

7. Обоснование правильности решения (проверка решения задачи составлением обратной задачи).
Преобразование задачи1. Введение в условие задачи новых данных;2. Изменение вопроса без изменения условия;3. Изменение условия без изменения

Слайд 15Виды упражнений по составлению и преобразованию задач
Постановка вопроса к данному

условию задачи или изменение данного вопроса.
Составление условия задачи по данному вопросу. Составление задач по аналогии
Составление обратных задач.
Составление задач по их иллюстрациям.
Составление задач по данному решению.
Решение задач с недостающими или лишними данными.
Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение.
Использование приема сравнения задач и их решения.
Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась
другим действием.
Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.






Виды упражнений по составлению и преобразованию задач Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть