Презентация, доклад по математике по теме: Решение составных уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым (4 класс)

Содержание

«Знания нельзя унести в сосуде, поневоле придется, уплатив цену, принять их в собственную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с ущербом для себя, либо с пользой»Платон

Слайд 1 «Целью научных занятий должно быть направление ума таким

образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются»

Р. Декарт

«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые

Слайд 2 «Знания нельзя унести в сосуде, поневоле придется,

уплатив цену, принять их в собственную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с ущербом для себя, либо с пользой»



Платон

«Знания нельзя унести в сосуде, поневоле придется, уплатив цену, принять их в собственную

Слайд 3 Тема урока: Решение составных уравнений на основе взаимосвязи между частью и

целым. Основные цели урока: Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления. Повторение и закрепление учебного материала. Задачи урока:  Развитие способности правильному высказыванию о переменной, понятии корня уравнений; правильному оформлению алгоритма решения составных уравнений, сводящимися к цепочке простых; к самостоятельному суждению о систематизации изученных видов уравнений.






Тема урока:   Решение составных уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.

Слайд 4Планируемые результаты: Ученик научится выделять неизвестный компонент арифметического действия в составном

уравнении и находить его значение. Получит возможность научиться использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений с помощь обратного действия, прикидки и оценки результата действия.






Планируемые результаты:   Ученик научится выделять неизвестный компонент арифметического действия в составном уравнении и находить его

Слайд 5 1. Самоопределение к деятельности а) Найди лишнее число в каждом столбике: слагаемое

сумма уменьшаемое разность вычитаемое произведение множитель равенство делимое уравнение



1. Самоопределение к деятельности   а) Найди лишнее число в каждом столбике:  слагаемое

Слайд 6б) Какого слова не хватает в каждом столбике? слагаемое

сумма уменьшаемое разность вычитаемое произведение множитель делимое





делитель

частное

б) Какого слова не хватает в каждом столбике?  слагаемое

Слайд 7в) Соедините слова из первого столбика со словами из 2 столбика. слагаемое

сумма уменьшаемое разность вычитаемое произведение множитель частное делимое делитель


в) Соедините слова из первого столбика со словами из 2 столбика.  слагаемое

Слайд 8г) Как вы объясните, что такое «равенство»? Предложение, в котором есть знак

«=» д) А «уравнение»??? Это равенство? Что в нем особенного? Есть переменная.





г) Как вы объясните, что такое «равенство»?  Предложение, в котором есть знак «=»   д)

Слайд 9ВЫВОД: Уравнение – это равенство с переменной, значение которой

надо найти. А переменную, значение которой нужно найти, называют еще «корнем уравнения».





ВЫВОД:     Уравнение – это равенство с переменной, значение которой надо найти.  А

Слайд 10 2. Актуализация знаний. 1 группе - с неизвестным слагаемым; 2 группе - с

неизвестным уменьшаемым; 3 группе – с неизвестным вычитаемым; 4 группе – с неизвестным делителем; 5 группе – с неизвестным делимым; 6 группе – с неизвестным множителем.





2. Актуализация знаний.  1 группе - с неизвестным слагаемым;  2 группе - с неизвестным

Слайд 11 1 группа х + 8 = 15

2 группа х – 8 = 7 3 группа 48 – х = 36 4 группа 540 : х = 9 5 группа х : 15 = 9 6 группа х * 10 = 360





1 группа     х + 8 = 15   2 группа

Слайд 12Как записать все уравнения каждого столбика с помощью одного уравнения используя

переменные а и в?





Как записать все уравнения каждого столбика с помощью одного уравнения используя переменные  а и в?

Слайд 131 группа х + 8 = 15

х + а = в 2 группа х – 8 = 7 х – а = в 3 группа 48 – х = 36 а – х = в 4 группа 540 : х = 9 а : х = в 5 группа х : 15 = 9 х : а = в 6 группа х * 10 = 360 х * а = в





1 группа     х + 8 = 15

Слайд 14Определяю неизвестный компонент действий ↓ Применяю правило его нахождения ↓ Выполняю действия (столбиком) и получаю

ответ ↓ Сделать проверку (столбиком)





Определяю неизвестный компонент действий ↓ Применяю правило его нахождения ↓ Выполняю действия (столбиком) и получаю ответ ↓

Слайд 15 1. Смотрю на знак. 2. Нахожу целое

и части. 3. Определяю, что неизвестно (целое или часть) и применяю правило: - «Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть или целое поделить на известную часть». - «Чтобы найти целое, надо две части сложить или две части помножить». 4. Произвожу вычисления. 5. Делаю проверку.





1. Смотрю на знак. 2. Нахожу целое и части. 3. Определяю,

Слайд 16ВЫВОД: Дети умеют решать простые уравнения всех видов по алгоритму, читать

и записывать буквенные выражения, определять в них порядок действий.





ВЫВОД:   Дети умеют решать простые уравнения всех видов по алгоритму, читать и записывать буквенные выражения,

Слайд 173. Локализация затруднений. Планирование деятельности. С какой величиной

связан рисунок? Составьте и запишите по этому рисунку уравнение:





Х + 2 кг 5 кг и 3 кг

3. Локализация затруднений.    Планирование  деятельности.   С какой величиной связан рисунок?

Слайд 18 х + 2 = 5 + 3 Подберите для полученного уравнения подходящую

карточку: х + а = в а : х = в х : а = в х * а = в х – а = в а – х = в






х + 2 = 5 + 3  Подберите для полученного уравнения подходящую карточку:

Слайд 19 Постановка проблемы: Как найти корень уравнения?
Чтобы найти массу

котенка, надо сначала сосчитать массу гирь на правой чашке весов.
Постановка проблемы:   Как найти корень уравнения?

Слайд 20 Получаем: х + 2 = 8 х = 8 – 2 х = 6 Масса

котенка равна 6 кг.

Можно ли использовать алгоритм?

Внести изменение в первом пункте уравнения.


Получаем:  х + 2 = 8 х = 8 – 2 х = 6

Слайд 21 Найти значение числового выражения ↓ Определить неизвестный компонент действий ↓ Применить правило его нахождения ↓ Выполнить действие

и получить ответ ↓ Сделать проверку





Найти значение числового выражения ↓ Определить неизвестный компонент действий ↓ Применить правило его нахождения ↓

Слайд 22 1. Нахожу значение выражения. 2. Смотрю на знак. 3. Нахожу целое и части. Определяю,

что неизвестно (целое или часть) и применяю правило: -«Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть или целое поделить на известную часть». -«Чтобы найти целое, надо две части сложить или две части помножить». 4. Произвожу вычисления. 5. Делаю проверку.





1. Нахожу значение выражения. 2. Смотрю на знак. 3. Нахожу целое и части. Определяю, что

Слайд 23 ВЫВОД: Познакомились с решением уравнений, в одной из частей которых содержится

числовое выражение. Уравнение вида: х + а = в + с легко сделать простым, если найти значение выражения.





ВЫВОД:   Познакомились с решением уравнений, в одной из частей которых содержится числовое выражение.

Слайд 24 4.Построение проекта выхода из затруднений. Являются ли уравнениями записи? а

+ в * с (х – у) : 3 2 * d + (m – n) В уравнении должен быть «=»

Как называют такие действия?
Выражения

4.Построение проекта выхода из затруднений.   Являются ли уравнениями записи?   а

Слайд 25Прочитайте выражение, называя последнее действие а + в * с (х –

у) : 3 2 * d + (m – n)





сумма числа а и произведения чисел в и с;

частное разности чисел х и у;

сумма удвоенного числа d и разности чисел m и n.

Прочитайте выражение, называя последнее действие  а + в * с    (х – у)

Слайд 26 Запишите на математическом языке предложение: Произведение разности чисел х и 4

и числа 3 равно 15. (х – 4) * 3 = 15 Является ли это предложение уравнением? Почему?





Запишите на математическом языке предложение:   Произведение разности чисел х и 4 и числа

Слайд 27Постановка проблемы: Найдите корень этого уравнения: ??????? Подходит ли здесь наш алгоритм? Почему?




Постановка проблемы:  Найдите корень этого уравнения: ???????  Подходит ли здесь наш алгоритм?  Почему?

Слайд 28ВЫВОД: Существенный признак отличия данного уравнения от предыдущих: неизвестный компонент

действия, в данном случае множитель, является выражением. Такие уравнения еще не рассматривались.





ВЫВОД:    Существенный признак отличия данного уравнения от предыдущих:  неизвестный компонент действия, в данном

Слайд 295. Обобщение затруднений во внешней речи Цель урока: Научится решать уравнения,

в которых неизвестный компонент действия является выражением. Такие уравнения называются составными уравнениями.





5. Обобщение затруднений во внешней речи   Цель урока:   Научится решать уравнения, в которых

Слайд 30 Как вы думаете, по какому пути пойти? А может нам помогут уже

изученные виды уравнений? (алгоритмы) На какое из известных уравнений похоже наше уравнение? ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВОПРОС: Чем является выражение в левой части – суммой, разностью, произведением или частным? (х – 4) * 3 = 15 Произведением Почему?





Как вы думаете, по какому пути пойти?  А может нам помогут уже изученные виды уравнений?

Слайд 31 ВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ: На выражение х – 4 накладывается карточка у, и

получается уравнение, которое дети легко смогут решить, используя простой алгоритм нахождения «целого» или «части»

у * 3 = 15
у = 15 : 3
у = 5

(х – 4) * 3 = 15
х – 4 = 15 : 3
х – 4 = 5
х = 4 + 5
х = 9
проверка:
(9 – 4) * 3 = 15

(x - 4) = у

ВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ:  На выражение х – 4 накладывается карточка у, и получается

Слайд 32ВЫВОД:

Корень уравнения найден верно:

(9 – 4) * 3 =

15
ВЫВОД: Корень уравнения найден верно: (9 – 4) * 3 = 15

Слайд 336. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Решение составных уравнений напоминает,

как зайчик ест капусту: сначала он съедает последний листочек, потом следующий, пока не доберется до кочерыжки. Последний листочек определяется по последнему действию, а кочерыжка – корень уравнения.





6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   Решение составных уравнений напоминает, как зайчик ест капусту:

Слайд 34  (у – 5) * 4 = 28 у – 5 = 28

: 4 у – 5 = 7 у = 5 +7 у = 12 (12 - 5) * 4 = 28 28 = 28 (и) Неизвестный множитель у - 5. Чтобы его найти, надо произведение разделить на второй множитель, у - 5 равен частному 28 и 4, или 7. Теперь неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. у равен сумме 5 и 7, или 12.





     (у – 5) * 4 = 28 у – 5 = 28 :

Слайд 35 3 * х – 7 = 14 3 * х = 7

+ 14 3 * х = 21 х = 21 : 3 х = 7 3 * 7 – 7 = 14 14 = 14 (и) Неизвестно уменьшаемое 3 * х. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. 3 * х равно сумме 7 и 14. или 21. Теперь неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на второй множитель. х равно частному 21 и 3, или 7.




3 * х – 7 = 14 3 * х = 7 + 14

Слайд 36 63 : (14 - х) = 7 14 – х = 63

: 7 14 – х = 9 Х = 14 - 9 Х = 5 63 : (14 - 5) = 7 7 = 7 (и) Неизвестен делитель 14 – х. Чтобы его найти, надо делимое разделить на частное. 14 – х равно частному 63 и 7, или 9. Теперь неизвестно вычитаемое. Чтобы найти его, надо из уменьшаемого вычесть разность. х равен разности 14 и 9, или 5.





63 : (14 - х) = 7 14 – х = 63 : 7 14 –

Слайд 37 Найти последнее действие ↓ Выделить неизвестный компонент ↓ Применить правило ↓ Упростить часть ↓ Корень уравнения найден? ←Нет ↓ Да Сделать

проверку





Найти последнее действие ↓ Выделить неизвестный компонент ↓ Применить правило ↓ Упростить часть ↓ Корень уравнения

Слайд 38 1. Нахожу последнее действие. 2. Смотрю на знак. 3. Нахожу целое и части. Определяю,

что неизвестно - (целое или часть) и применяю правило: «Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть или целое поделить на известную часть». «Чтобы найти целое, надо две части сложить или две части помножить». 4. Упрощаю уравнение. 5. Произвожу вычисления. 6. Делаю проверку.





1. Нахожу последнее действие. 2. Смотрю на знак. 3. Нахожу целое и части. Определяю, что

Слайд 39ВЫВОД: Проблема разрешена!




ВЫВОД:   Проблема разрешена!

Слайд 407. Включение в систему знаний и повторение Работа в учебнике. При решении составных

уравнений дети на каждом шаге осуществляют выбор действия на автоматизированном уровне, а затем комментируют его, называя компоненты действия № 1, стр. 83 № 2, стр. 83





7. Включение в систему знаний и повторение  Работа в учебнике.  При решении составных уравнений дети

Слайд 41Комментарий: Если комментировать учащимся на первых порах трудно, они могу просто

называть выполняемые действия, используя более простой алгоритм решения составных уравнений. А к описанному выше способу комментирования перейти позже.





Комментарий:   Если комментировать учащимся на первых порах трудно, они могу просто называть выполняемые действия, используя

Слайд 428. Рефлексия деятельности (итог урока) 1. Учащиеся анализируют, где, и почему

были допущены ошибки. Каким способом они были исправлены, проговариваются способы действий вызвавших затруднения.





8. Рефлексия деятельности (итог урока)   1. Учащиеся анализируют, где, и почему были допущены ошибки.

Слайд 432. Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели

последующей деятельности.





2. Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Слайд 443. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью «Лестницы успеха».




3. Оценивают свою деятельность  на уроке с помощью   «Лестницы успеха».

Слайд 45Домашнее задание: Самостоятельно придумать и решить уравнения нового типа. Либо, решить

по собственному выбору одно – два уравнения в № 1 – 2, стр. 83.





Домашнее задание:   Самостоятельно придумать и решить уравнения нового типа.   Либо, решить по собственному

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть