Презентация, доклад по логопедии на тему Фонетическая гимнастика

Игра № 2 «Волшебный кубик» Игровой материал: 2-3 кубика с картинками Правила игры: на гранях

Слайд 1Игра № 1. Фонетическая гимнастика

Правила игры : Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы? – тик-так.
Как подзывают цыплят? - цып-цып.
Как чикают ножницы? – чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – «Эх» и т.п.
А затем задаём вопросы так, чтобы, отвечая, ребёнок использовал только отдельные звуки:
Как жужжит жук? – ж-ж-ж
Как свистит насос? – с-с-с
Как шипит змея? – ш-ш-ш
Как поют комарики? – з-з-з
Как рычит мотор? – р-р-р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А
Как пыхтит чайник на плите?- п-п-п
Как гудит самолёт? – л-л-л и т.д.
Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш
обозначает не змею,
а лопнувший шарик, главное чтобы дети осмысленно
подбирали и употребляли нужный звук.


Игра № 1. Фонетическая гимнастика

Слайд 2Игра № 2 «Волшебный кубик»

Игровой материал: 2-3 кубика с картинками
Правила игры: на гранях обыкновенного кубика наклеены картинки
например: самолёт, паровоз, комар, заяц и т.д.
Ребёнок говорит: « Вертись, крутись, на бочок ложись», и кидает кубик.
Вверху оказывается какая-нибудь картинка и ребёнок изображает то, на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук .
Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Игра № 3 «Скажи, как я»
(обучение интонированию звуков)
Игровой материал: мяч.
правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом.
Кидает мяч кому-то из детей, называет слово с интонационным выделением любого согласного звука.
Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)ка и т.д.
Ребёнок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.






Игра № 2 «Волшебный кубик»           Игровой материал:

Слайд 3
Игра № 4 «Подберём игрушки»
(обучение интонированию)
Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с

изображениями животных и птиц.
Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы,
в названии которых есть звук Ж:
Флажок, кружок, ножницы, ёжики, жираф и т.д.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).
Как зовут куклу? – (Женя , Жанна)
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть, тоже звук (Ж).
Какие игрушки дадим кукле?
Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предметы в группе.
Примечание: Звук (Ж) очень хорошо интонируем, т.е. выделяем голосом.


Игра № 4 «Подберём игрушки»(обучение интонированию)Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображениями животных и птиц.Правила игры: В

Слайд 4Игра № 5 « Весёлая полянка»

Правила игры: Перед началом игры с

детьми договоритесь, кто будет изображать комара, кто жука, кто дятла и т.д.
Воспитатель – мама гуляет, собирает цветы, а дети изображают жука: летает, жужжит.
Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: з-з-з, а чем ближе к воспитателю, тем громче слышно: з-з-з.
Воспитатель - мама «отмахивается» от комаров, ходит по поляне, ищет ягоды. Вдруг под кустиком увидела ёжика. Ёжик – ребёнок «пугает» её колючками и фыркает: ф-ф-ф.
А может воспитателя испугала змея? - ребёнок шипит: щ-щ-щ.
Вдруг раздаётся звук дятла: д-д-д и т.д.
Количество персонажей зависит от Вашей звуковой фантазии. Обратите внимание:
дети часто путают звуки С-З; Ш-Ж; Ш-Щ и т.п. А в этой игре , изображая
подряд змею (Щ), комара (З) , жука (Ж) и других персонажей, ребёнок вынужден очень внимательно относиться к звукам
и употреблять только нужные. Так
как в игре приходит сложный навык дифференциации, т.е.
различения звуков.
Игра № 5 « Весёлая полянка»Правила игры: Перед началом игры с детьми договоритесь, кто будет изображать комара,

Слайд 5

Игра № 6 « Прогулка на велосипедах»
(дифференциация звуков С-Ш)

Взрослый говорит : « Мы едем кататься на велосипедах. Проверим
хорошо ли надуты шины.
слабо надуты ещё покачаем насосом : С-С-С. Хорошо накачали, только слышим – воздух шипит Ш-Ш-Ш. Оказалось что, в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Ш-Ш-Ш. Заклеим дырочку , ещё раз накачаем шину насосом С-С-С. Теперь можем кататься».
Кто помнит как воздух из шины выходил? Дети имитируют все действия
с насосом и шиной.
Игра № 6 « Прогулка на велосипедах»(дифференциация звуков С-Ш)

Слайд 6Игра № 7. «Сердитый ворон»


(Выделение первого звука)
Игровой материал: игрушки или картинки, кукла.
Правила игры: детям даем игрушечных зверей или картинки.
В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.
На перилах мостика сидит сердитый ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет тот пройдет. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик пороваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что ни кто из них не знает, какой же в его имени первый звук.

Просим детей помочь зверятам.
Следим за тем, чтобы дети назвали первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: Баран – Б, а белка – Бь.
Игра № 7. «Сердитый ворон»

Слайд 7


Игра № 8 Звуковые загадки

Называем какой-то звук, а ребёнок придумывает кто (что) может
его издавать.
Кто (что ) издаёт такой звук? : з-з, ш-ш, р-р и т.д.

Игра № 9 Заводные игрушки
Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети).
Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж – полетел жучок;
Р – завели мотор машины;
Ч- едет поезд;
Ф – дует ветер, или фыркает ёжик.


Игра № 8 Звуковые загадки         Называем какой-то звук, а

Слайд 8Игра № 10« Слушаем песенку Комара в словах»
Как поёт комарик ?

– з-з-з
Давайте послушаем песенку комарика в других словах:
(З)онт, ко(З)а, моро(З).
А слове жук слышим песенку комарика?
А слове торт?
А в слове (З)аяц? Что-то я сомневаюсь, скажите получше.
Аналогично слушаем песенку змеи (Ш), самолёта(Л), кораблика (У) в разных словах.


Игра № 12 «Найди картинку ?»
На столе лежат картинки с изображениями животных и птиц. Предлагаем выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названиях которых есть заданный звук.



Игра № 10« Слушаем песенку Комара в словах»Как поёт комарик ? – з-з-зДавайте послушаем песенку комарика в

Слайд 9Игра № 13 « Дятел»
(учимся различать твёрдые и мягкие звуки)
Правила игры:

Ребёнок рассказывает потешку:
«Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит».
После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.
В эту игру вводим незаметно для ребёнка понятие твёрдости-мягкости согласного:
Папа дятел долбит – Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Дь-Дь-Дь.









Игра № 13 « Дятел»(учимся различать твёрдые и мягкие звуки)Правила игры: Ребёнок рассказывает потешку: «Дятел дерево долбит,

Слайд 10
Игра 14 «Комары и осы»
(различение звуков С-З)

Игровой материал : картинки.
Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы ползают возле банки
с вареньем и поют свою песенку с-с-с. Предлагаем детям :
«Услышите песенку комара з-з-з, помашите крылышками, а когда услышите
песенку осы с-с-с, то пальчиками покажите, как она ползёт».
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а дети движениями показывают, какой звук встречается в слове.
Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза и т.д.

Вариант 2 . «Слушай внимательно»
У ребёнка в руках две картинки: насос и комар . Насос свистит с-с-с, комарик звенит з-з-з.
Говорим слова со звуком С и З , а дети поднимают картинку с изображением насоса, если звучит С, или комара, если звучит З.
Аналогично играем с другими звуками, сопровождая
соответствующими движениями.

Игра 14 «Комары и осы»(различение звуков С-З)

Слайд 11Игра №15 «Подскажи кукле звук»
(Формирование навыка выделения последнего звука)
Игровой материал: кукла.
Правила

игры: Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где не обходимо .
На солнышке грелся черноухий котено…(К).
На него смотрел белолапый щено…(К).
Он хотел его догна…(Ть).
А рядом по двору гулял важный пету…(Х).
За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А).
Хозяйка вынесла всем кор…(М) и т.д



Игра №15 «Подскажи кукле звук»(Формирование навыка выделения последнего звука)Игровой материал: кукла.Правила игры: Кукла очень торопится, поэтому некоторые

Слайд 12Игра №16. « Зоопарк».

(различение мягкости – твердости согласных)
Игровой материал: картонный домик, игрушка, мебель,
предметы, фишки.
Правила игры: На столе картонный дом. Это зоопарк.
Здесь много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселятся только те животные, в названии которых есть (Ль).
Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

Вариант этой игры:
«Кто заметил»
Молча рассматриваем игрушки, предметы находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть буква (Р):корова, пирамида, ролики и т.д.
Затем предметы, в названии которых есть (Рь): рябина, ринг, кресло и т.д.
За правильный ответ даем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Аналогично играем с любыми парными согласными.

Игра №16. « Зоопарк».             (различение

Слайд 13 Игра №17. «Заблудились в лесу»
(Первоначальный навык выделения ударного гласного)
Игровой материал: куклы,

игрушки-зверята.
Правила игры: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята.
Ребёнок их зовёт т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М – и – и – ша –(И),
Р – ы – ы – бка – (Ы),
К – о – о – тик – (О),
Э – э – дик – (Э) и т.д.
Постепенно проигрываем все гласные звуки.




Игра №17. «Заблудились в лесу»(Первоначальный навык выделения ударного гласного)Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.Правила игры: В лесу заблудились куклы

Слайд 14Игра № 18. «Читаем потешку»
Игровой материал: книга с потешками.
Правила игры: Читаем

потешку, выделяем голосом
определённый звук.
Ребята слушают и запоминают слова с этим звуком.
Побеждает тот, кто знает больше слов с нужным звуком. Например:
Горкой, горкой, горочкой
Шел маленький Егорушка.
Протоптал Егорушка
Тропочку до горушки.
Какой звук чаще всего слышим в этой потешке? В каких словах?
Вариант этой игры: Читаем потешку 2 – 3 раза без задания детям и без явного интонирования звуков. А потом просим назвать слова с каким-то определённым звуком.
Например:
Мышка в кружечке зеленой
Нарвала каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Просим детей назвать слова со звуком Ж
Игра № 18. «Читаем потешку»Игровой материал: книга с потешками.Правила игры: Читаем потешку, выделяем голосом определённый звук.Ребята слушают

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть