Слайд 1Мастер – класс
«Выразительность речи».
Подготовила:
Шемет Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное
учреждение – основная общеобразовательная школа №2 г. Аткарска Саратовской области
Слайд 2Цель:
1. Обобщить знания о выразительных средствах.
2. Реализация идеи личностного подхода в
образовании младших школьников через использование технологии «Синквейн»
3. Расширение представления об инновационной технологии « Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков.
великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Р. Эмерсон
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Отсюда вытекает следующая задача перед учителем: научить правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.
Слайд 4«Выразительность речи»
«Выразительность чтения».
Слайд 5Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада
во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.
Слайд 6Использование технологии «СИНКВЕЙН»
в речевом развитии школьников
Слайд 7
Однако психологи и практикующие педагоги отмечают, что у школьников часто имеются
нарушения речи, бедный словарный запас.
Дети не умеют составлять рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в
школе. Но уже и в дошкольном возрасте в форме игры можно учить детей составлять синквейны.
Слайд 8В начале XX века,
форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся
на знакомство с японскими миниатюрами. Синквейны вошли в её собрание стихотворений, изданное в 1914 году.
Слайд 9Что такое «СИНКВЕЙН»?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять»
и означает
«стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами
Актуальность и целесообразность использования синквейна :
открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
способствует обогащению и актуализации словаря;
носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
используется для закрепления изученной темы;
является игровым приемом.
Слайд 10Правила написания синквейна:
Синквейн как увлекательная игра.
Но нужно помнить, что необходимо
составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме., пословица.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Слайд 11
Алгоритм составления синквейна
Модель синквейна
Предмет (тема) –слово-предмет
Слова-признаки по теме.
Слова- действия по
теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет
Слайд 12Работа по обучению составления синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Цель:
знакомство и обогащение словаря учащихся словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Дидактические игры (настольно-печатные материалы).
Слайд 13Условные обозначения слов для составления синквейна детьми:
Слово – живой
предмет (кто?)
Слово – неживой предмет (что?)
Слово – определение (какая? какой? какое? какие?)
Слово – действие (что делает? что делают?)
Предложение
Слово – ассоциация
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Алгоритм составления синквейна:
III этап -практический
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Тема его может быть любой:
о природе;
о картине и литературном герое;
о маме или папе;
о настроении;
…
…
Слайд 17Дети сочиняют синквейны
Машина
Красивая, быстрая
Стоит, паркуется, , разгоняется
Моя машина самая быстрая
Игрушка.
Слайд 18Кукла
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Слайд 19 ДОМ
Дом
Многоэтажный, кирпичный
Строится, стоит, нравится
Я люблю свой новый дом.
Семья
Слайд 20Составить синквейн по теме «Семья»
1.Слово-предмет
2.Слова – признаки(2)
3. Слова-действия (3)
4. Предложение по
теме
5. Синоним, ассоциация.
Слайд 21Педагогическая ценность
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело,
полезно и
легко! Можно научить составлять синквейны детей,
ещё не умеющих читать!
Обогащает словарный запас.
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Слайд 22В чём же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить
все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Слайд 24Жизнь
Длинная, долгая, счастливая
Мчится, бежит, радует, приносит
Я люблю тебя, жизнь!
Дорога