Слайд 1
3 класс
литературное чтение
В. Астафьев Капалуха
Презентацию составила учитель начальных классов
МБОУ ФМП
«ЕУВК «Интеграл»
Кривенко Елена Викторовна
Слайд 2Прочитайте с утвердительной интонацией.
• Вороненку гнездо – родимая хатка.
• Кабы куст
был не мил, соловей гнезда б не свил.
Слайд 3Отгадай !
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый
дом –
Чудеса увидишь в нем.
Слайд 4Астафьев Виктор Петрович
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1
мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Астафьев попал в детский дом.
Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.
В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001.
Слайд 8Словарь
Тайга – труднопроходимый лес.
Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная
от деревьев.
Пастьба – место, где пасут скот.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папоротник – растения с крупными листьями.
Черничник – заросли черники.
Покоробленные – кривые.
Напружены – напряжены.
Слайд 9Словарь
Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав
и мха.
Черничник – заросли черники.
Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.
Зарождающийся – начинающий жить, существовать.
Озираться – оглядываться.
Покоробленные леса – искривленные.
Редколапые ели – редкие ветви.
Слайд 10Словарь
Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.
Пихта –
хвойное дерево.
Папоротник – растение с крупными листьями.
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
Слайд 11
Как связать пословицу с содержанием текста?
Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.
Слайд 12Вспомните слова М. М. Пришвина
«Для рыбы нужна чистая вода –
будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину».
Слайд 13Какие правила поведения в лесу?
Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным
жителям.
Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых.
А если разводим, то обязательно его хорошо потушить.
Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат.
Птица может бросить гнездо.
Слайд 14Основная мысль рассказа
Материнская
молитва
со дна моря
вынимает.