Слайд 1
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Учебный прект по сказкам
А.Пушкина
Участники: группа учеников 3 «а» класса
Руководитель: Вакина Н.Н.
Слайд 2Великий мастер сказок
“Чтение – ничто;
осмысленное чтение –
кое-что;
чтение осмысленное
и прочувственное –
совершенство”.
А.С.Пушкин
Слайд 3Арина Родионовна
Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна.
Арина
Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом.
Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок.
Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.
Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Слайд 4Любимые сказки…
Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному
песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.
В 1831 году закончены сказки «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о попе и работнике его Балде»
В 1833 году написаны еще две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке»
Слайд 5Народность сказок А.С. Пушкина
А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном
материале.
«Сказка о попе и его работнике Балде»
близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша».
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан
истоками со сказкой «Жадная старуха» и
был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем
В. И. Далем.
«Сказка о царе Салтане…» перекликается
с народной сказкой «О чудесных детях».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце»
«Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга подтолкнула А.С. Пушкина к созданию «Сказки о золотом петушке»
Слайд 6Проблематика учебного проекта
Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся
углубить
свои знания знакомого литературного материала путем решения исследовательских задач
познакомиться с различными способами познания нового материала
овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности
Проблемная ситуация – количество часов, отводимых учебным планом
на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало.
За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.
Слайд 7Цели и задачи учебного проекта
Задачи –
Изучить знакомый литературный материал с
позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности
Изучить необходимый справочный материал
Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся
Провести анализ набранного материала, систематизировать его
Представить результаты работы в виде сообщения, докладов
Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии
Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе
Слайд 8План работы над проектом:
Постановка проблемы
Деление на группы
Обозначение целей, задач для каждой
группы
Первичный сбор информации по темам групп
Проведение родительского собрания по работе над проектом
Обработка собранного материала, систематизация
Отчет о проделанной работе каждой группы
Проведение предзащиты проекта
Оформление печатных работ, компьютерной презентации
Защита проекта
Слайд 91 группа – учащиеся 3 «а» класса:
Кошелева Светлана, Новикова Екатерина
Тема
работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем.
Систематизировать отобранный материал.
Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).
Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках.
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 10Краткий иллюстративный материал
1 группа
Изразцы
— керамическая (глиняная) обожженная
глазурованная с лица,
служившая
для облицовки печей или украшения зданий.
Прялка
— орудие для ручного прядения. Состояла
из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась
кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Боярщина
— в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр
на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился
для обозначения административной единицы.
Чепрак
— суконная или ковровая подстилка под седло.
Слайд 112 группа – учащиеся 3 «а» класса
Мурылева Анастасия, Филон Дарья
Тема работы:
«Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения
Систематизировать отобранный материал.
Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.
Создать словарь старинной одежды
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 122 группа – учащиеся 3 «а» класса
Мурылева Анастасия, Филон Дарья
Тема работы:
«Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения
Систематизировать отобранный материал.
Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.
Создать словарь старинной одежды
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 13Краткий иллюстративный материал
2 группа
Кокошник
— старинный русский головной убор; в допетровской Руси
бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой.
Летник
— старинная женская летняя одежда в Древней Руси.
Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной),
с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу.
Ожерелье
— в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника,
состоявшее из нескольких рядов вышивки,
драгоценных камней или меха.
Повойник
— старинный русский головной
убор замужних женщин, главным образом крестьянок
Слайд 143 группа – учащиеся 3 «а» класса
Кокурин Сергей, Чурбанов Степан
Тема работы:
«Строения, постройки, здания
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки
Систематизировать отобранный материал.
Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца)
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 15Краткий иллюстративный материал
3 группа
Клеть
— прямоугольный бревенчатый сруб.
Очелье
— фигурная резная
доска, украшавшая верх наличника окна.
Происходит от слова «чело» — лоб.
Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором,
а иногда резной узор раскрашивался яркой краской.
Прялка
— орудие для ручного прядения.
Состояла из вертикального стояка с лопаской,
к которой привязывалась кудель для прядения,
и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Хоромы
— в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье,
состоявшее из нескольких построек
Слайд 164 группа – учащиеся 3 «а» класса
Каюрова Ксения, Ковыляева Валерия
Тема
работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказках
Систематизировать отобранный материал.
Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней
Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 17Краткий иллюстративный материал
4 группа
Традиции русской трапезы
На Руси с самых древних
времён ни одно сколько-нибудь
значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья.
Музыка на Руси
С самых древних времён на Руси ни один праздник,
ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски.
Масляничные гулянья
Слайд 18Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:
Прочитали сказки А.С.Пушкина, которые изучаются
в начальной школе.
Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказок Пушкина.
Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний.
Искали необходимую информацию с помощью Интернет.
Научились работать в группах, сообща.
Слайд 19Выводы по проекту:
Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы:
Все учащиеся,
которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач.
Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности.
Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал.
Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.