Презентация, доклад по литературе на тему Что сказка хочет нам сказать

Содержание

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»Алексей Николаевич Толстой (1882-1945гг.)Гипотеза:(1)

Слайд 1Выполнили: учащиеся 2 «В» класса
Галкина Василиса, Маслов Пётр
Руководитель: классный руководитель
Федотова Светлана

Юрьевна

Химки
2017-2018 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №12 г. Химки

Исследовательская работа на тему «Что сказка хочет нам сказать…»

Выполнили: учащиеся 2 «В» классаГалкина Василиса, Маслов ПётрРуководитель: классный руководительФедотова Светлана ЮрьевнаХимки2017-2018 годМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЛицей №12

Слайд 2«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945гг.)

Гипотеза:
(1)

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»Алексей

Слайд 3Гипотеза: (2)
По нашему мнению, сказка - это бесценный клад. Это удивительное, волшебное

послание наших предков. Рожденная для того, чтобы учить нас быть счастливыми.
Гипотеза: (2)По нашему мнению, сказка - это бесценный клад. Это удивительное, волшебное послание наших предков. Рожденная для

Слайд 4Цель:
Выяснить, какова роль сказки в жизни человека, что она значит для

нас и как влияла на наших прадедов.
Попытаться понять, что за таинственные послания пришли к нам в сказках из Древней Руси.
Цель:Выяснить, какова роль сказки в жизни человека, что она значит для нас и как влияла на наших

Слайд 5Задачи:
Провести исследования на предмет многогранности знаний, которые дают нам русские народные

сказки. Для этого изучить мнения различных авторов, ученых.
Провести исследования предполагаемой возможности использования народной сказочной мудрости в наши дни.
Провести анализ полученных данных.
Сделать выводы.
Задачи:Провести исследования на предмет многогранности знаний, которые дают нам русские народные сказки. Для этого изучить мнения различных

Слайд 6«Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!»
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837гг.)

«Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!»Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837гг.)

Слайд 71. Что такое сказка
Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно

в 16 веке. Изначально сказка – это список, перечень или описание. То, что мы привыкли называть сказкой, наши далекие предки именовали «кощуной». И лишь в 11 веке, после крещения Руси пришло название сказка.

Ход исследования

Начали мы свое исследование с того, что познакомились с информацией о сказке.

1. Что такое сказка Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в 16 веке. Изначально сказка –

Слайд 8 Разновидностей сказок много – литературные, фольклорные, бытовые, о животных. Но

самые захватывающие, интересные, любимые – это волшебные сказки. Те самые, где волк умеет говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу... Недоступное, становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые.
Сказка хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.
Разновидностей сказок много – литературные, фольклорные, бытовые, о животных. Но самые захватывающие, интересные, любимые – это

Слайд 9«Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,

преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Словарь Сергея Ивановича Ожегова
(1900-1964гг.)

«Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Слайд 102. Происхождение сказки 
Существуют различные гипотезы происхождения сказки:
Антропологический подход видит в сказке

отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых.
Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Лингвисты считают, что у сказки единый источник возникновения.
Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

2. Происхождение сказки Существуют различные гипотезы происхождения сказки:Антропологический подход видит в сказке отражение некогда живых представлений и обычаев,

Слайд 11Эрна Васильевна Померанцева
(1899-1980гг.)
Фольклорист и этнограф
Эрна Васильевна Померанцева
подразделяет фольклорные сказки

на:
сказки о животных;
волшебные сказки;
авантюрно-новеллистические сказки;
бытовые сказки.
Эрна Васильевна Померанцева(1899-1980гг.)Фольклорист и этнограф Эрна Васильевна Померанцева подразделяет фольклорные сказки на:сказки о животных;волшебные сказки;авантюрно-новеллистические сказки;бытовые сказки.

Слайд 12Другой учёный, филолог-фольклорист
Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970гг.),
делит сказки на:
волшебные сказки;
кумулятивные

сказки;
сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
бытовые или новеллистические сказки;
небылицы;
докучные сказки.
Другой учёный, филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970гг.), делит сказки на:волшебные сказки;кумулятивные сказки;сказки о животных, растениях, неживой природе

Слайд 13В поиске скрытого смысла народной сказки 
Часто мы думаем, что каждая сказка

существует в одном-единственном варианте. Но в старинных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке «Курочка Ряба». Раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

В поиске скрытого смысла  народной сказки Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте. Но

Слайд 143. Воспитание и Испытание в Древней Руси.  
3.1 Сказка – учитель. Каков

же урок?
Важной особенностью народной жизни является - *соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму и жадности. Всему тому, что делает жизнь серой, скучной. Все русские сказки, о труде, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились...». В сказке отражаются и доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь.

*Соборность – духовное единство многих вместе живущих людей.

3. Воспитание и Испытание в Древней Руси.  3.1 Сказка – учитель. Каков же урок? Важной особенностью народной

Слайд 15Именно в волшебной сказке много следов древних знаний, бережно хранимых и

передаваемых из уст в уста. Знания, и качества эти были очень разными для будущих мужчин и женщин, хотя и общего, конечно, немало. В этих сказках говорится – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что время трудностей пройдет, зло будет наказано. Наивно? Может быть. Но, может быть, именно умные волшебные сказки помогут нам, детям сделать этот мир лучше и добрее.
Именно в волшебной сказке много следов древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста. Знания,

Слайд 16Ряд ученых (в частности, В.Я.Пропп, один из выдающихся русских фольклористов, французский

исследователь П. Сентив) видят в волшебных сказках напоминание о ритуалах *инициации, обряда перехода от детства к взрослости. Кстати, именно отсутствие в нашей современной культуре подобного обряда некоторые психологи считают недостатком современного воспитания.

*Инициация – обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы.

3.2 Испытания для подрастающих детей у наших предков (инициации).  

Ряд ученых (в частности, В.Я.Пропп, один из выдающихся русских фольклористов, французский исследователь П. Сентив) видят в волшебных

Слайд 17После того, как ребенок подрастал и обучался всему тому, что должен

был знать для своего возраста проходили обрядовые экзамены (испытания), а затем праздник.
Вот что должен был сделать человек на этих испытаниях:
Показать свои умения.
Принять участие в общественных мероприятиях по этому поводу.
Пройти испытание на ловкость, телесную силу, смекалку, сообразительность, моральные устои.
Перетерпеть насмешки, шутки от старших для закалки характера и отработки навыка принимать быстро и точно нужные решения.
Участвовать в совместном пиршестве.
После того, как ребенок подрастал и обучался всему тому, что должен был знать для своего возраста проходили

Слайд 184. Народные сказки и в наше время необходимый элемент воспитания ребенка.

Чтение сказки учит уважительному общению, упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, мы накапливаем в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
4. Народные сказки и в наше время необходимый элемент воспитания ребенка. Чтение сказки учит уважительному общению, упорству,

Слайд 19 В психологии есть направление – сказкотерапия. Основная ее идея состоит

в том, что человек отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть можно примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Мы можем в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Учится сочувствию, становится более внимательными и усидчивыми… Ведь ещё наши предки, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой видно, почему он не прав. Сказки предохраняли детей от ошибок, учили их жизни.
В психологии есть направление – сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что человек отождествляет себя

Слайд 20Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина

идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Она открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Выводы:

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и

Слайд 21Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а

рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. В наше время сказки так же необходимы для воспитания подрастающего поколения.
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь.  Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. 
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился

Слайд 22Гипотеза – доказана!
Сказка Сергей Островой
Сказки надо рассказывать ночью, Под лохматые шорохи звёзд. Тут

и встретишься с чудом воочью. Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко. Околдовывать речью цветной. От беды, от вороньего карка, Уходила б судьба стороной.
Сказки надо рассказывать с толком. Чтобы даль расступалась. И ширь. Чтобы после хоть с чёртом, хоть с волком, А не страшно. Ты сам богатырь.
Сказки надо рассказывать с чувством.  С потаённой лукавой игрой.  Жил бы вымысел в чуде изустном  Рядом с правдою — старшей сестрой.
Сказки надо рассказывать тихо.  С расстановкой. Ничуть не спеша.  Чтобы в добрый конец, а не в лихо —  Успевала поверить душа…
Гипотеза – доказана!Сказка Сергей ОстровойСказки надо рассказывать ночью, Под лохматые шорохи звёзд. Тут и встретишься с чудом воочью. Тут

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть