Слайд 1Урок изобразительного искусства, его типы.
Старший воспитатель МКОУ»Кулебакинская НОШ»
Парфенова Лилия Анатольевна
с.Кулебакино
Слайд 2Урок изобразительного искусства — часть общего процесса обучения, и он в
полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Его отличие от других, в частности, в том, что его содержанием выступает эстетическая действительность, выраженная языком
искусства
Слайд 3Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов:
познавательного, связанного с расширением объема знаний,
развивающего — с усложнением усваиваемого содержания,
воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.
Слайд 4Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого
ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.
Слайд 5Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо
медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на уроках изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.
С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка.
С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.
С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.
С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.
Слайд 6Воспитательный аспект.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу
искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.
Слайд 7 ТИПЫ УРОКОВ
урок-игра,
проблемный урок,
урок-восхождение,
урок-образ,
урок-вернисаж,
урок — праздник искусств,
урок-путешествие,
урок-экскурсия
, урок-диспут,
урок-конференция и др.
Слайд 8Проблемный урок
В педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение
(обычно самим педагогом) двух или нескольких разных, в том числе и противоположных, точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее «верную» (как правило, с точки зрения педагога).
Слайд 9Например, в начальной школе можно предложить следующие проблемы: «Если б всё
на свете было одинакового цвета?» (строчка из стихотворения Е. Руженцева «Сказка про краски»); «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось всего три краски?»; «Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?»; «Что было бы, если бы не было на свете художников? А если бы не было мастеров?»; «Как передать на бумаге или холсте пушистую шерстку котенка, нежные перышки цыпленка, твердые иглы ежа? Как изобразить «пушистое», «нежное», «веселое»?; «Что будет, если школу построить как сказочный замок?».
Слайд 10Проблемный урок включает в себя:
• организацию учащихся, их психологическую подготовку;
• создание
проблемной ситуации;
• формулировку проблемы;
• выдвижение гипотезы;
• поиск решения проблемы;
• обсуждение результатов;
• комментарии и обобщения учителя;
• задания на дом;
• подведение итогов работы.
Слайд 11Урок-восхождение
Урок-восхождение — это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление
знаний по теме и интереса к какому-нибудь виду деятельности, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: «Через самосознание к художественному обобщению».
Уроки-восхождения вводятся в начальной школе при изучении следующих тем: «О чем говорит искусство», «Искусство на улицах города», при объяснении нового материала на основе уже изученного. Так, при изучении художественной культуры древней Японии на первом уроке учитель рассказывает сам (возможен диалог с учеником), а два других урока можно проводить как восхождение. За неделю дети прочитают японские трехстишья, что-то найдут в книгах, услышат от других или увидят по телевидению. Таким образом, и ученики, и учитель вовлечены в интересный поиск, что делает их труд радостным. Материалы, найденные детьми, составляют дополнительный дидактический материал для уроков.
Слайд 12Урок-образ
Обычно учителя проводят различные варианты уроков: конкурс, вернисаж, инсценировка, викторина, концерт,
моноспектакль, защита творческого проекта, художественный салон, праздник искусств, интегрированные уроки и другие. В рамках предлагаемой концепции — все это уроки-образы.
Созданию урока-образа присуще личностное отношение учителя и учащихся к теме, проблеме или задаче данного урока. Успех его зависит не только от учителя, но в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, учеников.
В данном случае урок искусства превращается в своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками – звеньями целостной системы, определяемой программой.
Урок-образ отличается от традиционного урока тем, что строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики.
Слайд 13Урок-вернисаж
Урок проводится в заключение темы как обобщающий урок четверти, года. К
нему готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусства, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика.
Задачи урока: развитие умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Необходимо также выявить знания о художниках, видах и жанрах искусства. На итоговую выставку приглашаются родители и ученики из других классов. Экскурсоводом может быть любой учащийся.
Слайд 14Урок — праздник искусств
Этот урок готовится задолго до конца учебного года.
Он может являться кульминацией уроков-вернисажей, которые проводились в конце четвертей. С помощью детей подбираются, оформляются и подписываются работы. Можно привлекать к подготовке выставки и родителей. Это должен быть очень торжественный день в жизни учеников с приглашением гостей.
Слайд 15Урок-путешествие
Такой урок уместен при изучении искусства других стран, другой эпохи или
далекого прошлого нашей родины. Этот урок готовится заранее и по форме представляет собой игру. Для ведения игры выбирают группу учеников по их желанию. Это гиды, знатоки, историки, бывалые путешественники, художники и др.
Слайд 16Урок-экскурсия
Урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при
посещении мастерской художника. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В ходе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками: они задают вопросы, делают зарисовки, наброски (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь). Экскурсия готовится заранее.