Слайд 2История хохломского деревянного промысла.
Элементы хохломской росписи.
Хохломская посуда.
Вышивка по мотивам
хохломского промысла.
Изготовление хохломского художества.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Слайд 3Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе
с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы . Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
История хохломского
деревянного промысла
Слайд 4Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в
большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — варёным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.
Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром.
Слайд 5Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из
льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмнно, Хрящи н Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они - то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
Слайд 6При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их
лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем.
Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три - четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.
Слайд 7
Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком
дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи и изнутри.
Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная.
Видимо, дешевый оловянный порошок заменил употреблявшийся прежде дорогой металл: на вещах первой половины прошлого века была обнаружена полуда из серебра.
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь.
Слайд 8Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился
желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
Дошедшие до нас единичные образцы посуды начала прошлого века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов.
Прекрасным произведением более раннего периода является братина. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир — братчину, а в братине —округлом сосуде в форме горшка — подносили к столу праздничный напиток.
Слайд 9
Вероятно, еще и в начале прошлого века крестьяне Хохломы помнили об
обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На округлой поверхности тулова уверенными и свободными мазками на черном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году — в ночь на Иванов день.
В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: вместо пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.
Слайд 10
Мягко светящиеся золотом, украшенные черно-красной травкой миски, блюда, ложки и солонки
стали любимой посудой деревенского люда и своим нарядом вносили радость даже в самое бедное жилите.
Слайд 11Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо
— это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо — это Кудрина, роспись «под фон».
Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Верховое письмо выполняется по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи «травка» будет сиять поверх мерцающего золотого фона. Просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, золотой фон делает изделие исключительно выразительным.
Верховое письмо
Зарисовка элементов хохломской росписи
Слайд 12В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки» — самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки»— это мазки с небольшим плавным утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента. «Кустик» — это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Фоновое письмо
Кудрина
Слайд 13
Главный стебель травного орнамента называется «криуль». Он состоит из «завитков», которые
попеременно закручиваются то вверх, то вниз.
Ягодки могут дополнить травную роспись. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок, скрученную из плотной ткани, фетра или других материалов. Красную и желтую краски смешивают на палитре, а тычок обмакивают таким образом, чтобы оба цвета присутствовали одновременно в каждом отпечатке. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды «разживляют» желтым цветом.
Расписывать посуду травкой следует начинать с крупных элементов; нанося мазки, необходимо сохранять определенный ритм.
В росписи «под листок» кроме красной и черной краски используют желтую и зеленую. Сначала рисуют черной краской стебельки и веточки, затем кисточкой или тычком наносят ягодки смородины, калины, брусники и др. Потом рисуют стилизованные листочки. Заканчивают роспись выполнением приписки — тоненьких крученых усиков, маленьких ягодок.
Узор «кудрина»
Слайд 14Роспись «под фон» более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем
каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья и цветки могут остаться незакрашенными, тогда они получатся золотыми. Далее выполняют радужку — прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, — приписка. Ее делают по уже высохшему фону, используют всю цветовую палитру хохломы.
Кудрина, — пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Ее начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создается за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись Кудрина напоминает ковер.
Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронуться к изделию.
Слайд 20На старое глядят – новое творят.
Слайд 21«Вышивка по мотивам Хохломского промысла»
Слайд 22
Как же изготавливается, это удивительное хохломское художество?
Заготовка. Грунтовка. Деревянную посуду
вытачивают на токарном станке, втирают в нее жидкую глину, сушат.
Роспись. Лачение. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного
рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов.
Пропитка льняным маслом. Сушка. Покрывают 4 слоями олифы,
сушат в печи при температуре 50-60 градусов.
Лужение. Порошок олова или алюминия втирают в изделие, сушат.
Слайд 23
Композиция, натюрморт, Россия, творчество, хохлома, яблоки. http://fotki.yandex.ru/users/irinag1971/view/193622/
Золотая хохлома. http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=186908&theme=1
Рябина, хохлома, цветы.
http://fotki.yandex.ru/users/forge2006/view/103089/
Вышивка по коже под Хохлому.http://sxrv61.ya.ru/replies.xml?item_no=12&nocookiesupport=yes
Сувениры хохлома. http://fotki.yandex.ru/users/romis1976/view/76626/
Натюрморт, рябина, хохлома. http://fotki.yandex.ru/users/tatyaro/view/118121/
Хохлома от forge2006 http://foto.bratska.ru/displayimage.php?pos=-327
Русские Узоры. Энциклопедия Русских Узоров http://www.rospis.net/hohloma.php
Интернет-ресурсы