Слайд 1Инструктор по физической культуре ФГКДОУ № 145 Л.Нахабина
«Динамический час, как форма
организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Слайд 3«Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет
человека, как продолжительное физическое бездействие»
Аристотель
Слайд 5 Важнейшим условием всестороннего развития и воспитания является двигательная
активность. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Движения необходимы ребенку, так как они определяют темп и характер нормального функционирования детского организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Слайд 7Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение
разнообразных кружков). Именно поэтому большая роль в воспитании здорового ребенка должна принадлежать организации его двигательной деятельности в дошкольном учреждении и конечно в семье.
Слайд 8 В содержание двигательного режима в детском саду включается
как организованная, так и самостоятельная деятельность. Процентное соотношение их разное в группах младшего и старшего дошкольного возраста.
Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. Практикой подтверждено, что в этом случае дети более активны в интеллектуальной и продуктивной деятельности, меньше вступают в конфликты друг с другом.
Слайд 10 На каждую возрастную группу в детском
саду составляется модель двигательного режима, с учетом особенностей возраста, здоровья и физического развития детей, где предусмотрена организация и самостоятельной и организованной деятельности детей
Слайд 11- традиционные утренняя гимнастика
- гимнастика после сна
- двигательная разминка
- физминутки
- подвижные и спортивные игры и упражнения
- физкультурные занятия и ритмические движения на музыкальных занятиях
- физкультурные праздники, развлечения, спартакиады
- туристические походы и прогулки
- индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию основных видов движений.
Формы организации двигательной активности
Слайд 12 Кроме того, за последние годы в практику работы многих дошкольных
учреждений вошли и такие виды двигательной деятельности:
- как оздоровительная ходьба
- оздоровительный бег
- упражнения на тренажерах
- аэробика
- спортивные секции
т.е. дополнительные часы двигательной активности.
Слайд 14Все физкультурные мероприятия обязательно должны включать в себя несколько частей:
- Вводно-подготовительную
часть – разминку, ее назначение – подготовить организм к нагрузкам, которые планируются в основной части, настроить детей на выполнение задания.
- Основную часть, в ходе, которой решается комплекс запрограммированных задач, и происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств.
- Заключительную часть, назначение которой – восстановить пульс и дыхание.
Динамический «час» – это час движения, подвижный час, час динамики
Слайд 16 При планировании динамических часов в детском саду делается упор
на основной вид детской деятельности – игру.
Потому что именно подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, доставляя им радость и удовольствие.
Слайд 18Оздоровительная разминка
Оздоровительно-развивающая часть
Заключительная часть
Структура динамических часов состоит из трех частей
Слайд 19А) различные виды ходьбы (на носках, пятках, перекатом с пятки на
носок, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, высоко поднимая колени, с различным положением рук),
Б) - бег в медленном и среднем темпе и виды бега (со средней группы) (с захлестыванием к голени, на прямых ногах, с высоким подниманием бедра, спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком);
- прыжки на месте и с продвижением вперед (на одной и двух ногах, 3 прыжка на правой и 3 прыжка на левой, из стороны в сторону, ноги врозь – ноги вместе, с поворотом на 90 и 180 градусов);
В) - имитационные движения,
- упражнения для профилактики плоскостопия и осанки (ходьба по ребристой доске, катание стопой различных предметов, упражнения с палочками плоскими, лежать на различных массажных ковриках, самомассаж)
Оздоровительная разминка может быть заменена игровыми упражнениями и подвижными играми с ходьбой и бегом.(«По ровненькой дорожке», «Поезд», «Карусели», «Сделай фигуру», «Чье звено скорее соберется», «Построй шеренгу, круг, клону» и т.д.)
Оздоровительная разминка
Слайд 20
В графике работы спортивного зала выделяется время проведения динамических
часов, которые в основном проводятся во вторую половину дня.
Почему именно в спортивном зале?
Потому что именно здесь есть достаточное место для движений; оптимальное количество, и разнообразие спортивного инвентаря и различных пособий. Но в зависимости от времени года, погодных условий они могут проводиться и на улице, кроме этого начали оформлять картотеку динамических часов.
Таким образом, динамические часы можно проводить в форме подвижных игр и эстафет, игровых заданий, минут двигательного творчества, народных игр, упражнений на тренажерах, ритмической гимнастики, спортивных секций и т.д.
Самое главное, что внедрение динамического часа дает возможность, без увеличения нагрузки дать детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность - потребность в движении.
Слайд 21
• игровые упражнения и подвижные игры;
• игровые упражнения, подвижные и спортивные
игры;
• спортивные игры и игровые упражнения;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
Оздоровительно-развивающая часть
Слайд 22- игры на расслабление,
- игры на внимание,
- игры малой подвижности.
Заключительная часть:
(«Найди
игрушку», «Летает – не летает», «Эхо»)
Слайд 23
Основным приемом организации такого «часа» для малышей
является «игровой момент, сюжет».
Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю, инструктору, который должен создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение, заинтересовать детей игрой, чтобы они захотели превратиться в глупых мышат, веселых медвежат.
Для этого используется музыкальное сопровождение, вводятся игровые персонажи, используется художественное слово и др.
Слайд 24
Наверно все сталкивались с тем, когда физкультурное занятие заканчивается,
а детям еще хочется поиграть в любимую игру, взять скакалку и попрыгать, придумать забавные упражнения с обручем, полежать в сухом бассейне и т.д. Но график работы физкультурного зала сделать нам это не позволяет. Так вот для того чтобы дать детям возможность в конце концов наиграться в проведение динамического часа для детей среднего и старшего возраста вводятся «минутки» двигательного творчества.
То есть – это время, когда дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.
Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.
Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей.
Поэтому длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей, здоровью и физическому развитию. САНПИНУ
Слайд 25
1 -я младшая группа – 15 мин,
2-я младшая группа – 18
мин,
средняя группа – 20 мин,
старшая группа – 25-30 мин,
подготовительная группа – 30-35 мин.
Длительность динамического часа:
Слайд 26
В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий
и поставленных задач можно рекомендовать несколько вариантов построения динамического часа:
· игровые упражнения и подвижные игры;
• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
• спортивные игры и игровые упражнения;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
В наиболее холодные зимние месяцы (январь—февраль) динамический час организуется в центре двигательной активности (холл ДОУ), или спортивном зале при соблюдении температурного режима, в облегченной одежде.
Динамический час организуется воспитателем в соответствии с перспективным планом. Можно производить замену одной или нескольких структурных единиц с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учетом интересов детей и природно-климатических условий