Слайд 1ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Дошкольное образование»
Студент:
Калашникова Любовь Александровна
Научный руководитель:
Быковская Тамара Егоровна
Кандидат педагогических наук, доцент
Слайд 2Актуальность исследования
Необходимость совершенствования системы экологического образования и воспитания, формирования экологические культурного,
духовно-нравственного по отношению к природе подрастающего поколения.
Поиск путей совершенствования формирования гуманного отношения к природе у дошкольников
Слайд 3Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики формирования гуманного отношения
к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Объект: процесс формирования гуманного отношения старших дошкольников к природе.
Предмет: экспериментальная деятельность как средство формирования гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Слайд 4Гипотеза исследования:
Формирование гуманного отношения старших дошкольников к природе посредством экспериментальной деятельности
будет успешным, если:
экспериментальная деятельность организована поэтапно и включает эмоциональный, когнитивный, практический компоненты формирования гуманного отношения детей к природе;
разработан и реализован комплекс заданий экспериментального характера, обеспечивающий формирование гуманного отношения старших дошкольников к природе;
систематически и целенаправленно происходит обогащение предметно-развивающей среды для осуществления гуманистически направленной экспериментальной деятельности детей в природном окружении;
осуществляется тесное взаимодействие в триаде педагог-родители-дети в формировании гуманного отношения старших дошкольников к природе.
Слайд 5Задачи исследования
Изучить современную теоретическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Дать характеристику
педагогических условий формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОО методику формирования гуманного отношения старших дошкольников к природе в процессе экспериментальной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность разработанного комплекса заданий экспериментального характера как средства формирования гуманного отношения старших дошкольников к природе.
Слайд 6Экспериментирование В ДОО
В дошкольных учреждениях экспериментирование как метод обучения позволяет организовать
образовательный процесс таким образом, чтобы дети смогли представлять в сознании модель окружающего мира, выстроенную на основе своих наблюдений и опытов, помогающих выявить взаимосвязи, закономерности и т.д.
Экспериментальная деятельность:
пробуждает у дошкольников исследовательский интерес,
совершенствует мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.),
стимулирует познавательную деятельность и любознательность,
способствует быстрому восприятию учебных материалов по изучению природных явлений,
облегчает исследование природы.
Слайд 7Педагогические условия
приобщение ребенка к миру природы;
привлечение детей к экологической
экспериментальной деятельности;
своевременное обновление и обогащение предметно-развивающей среды для осуществления гуманистически направленной экспериментальной деятельности детей в природном окружении;
организация активного взаимодействия семьи и детского сада в экологическом воспитании детей.
Слайд 8База исследования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77 комбинированного вида»
г. Одинцово Московской области.
Слайд 9Компоненты экологической воспитанности
1. Когнитивный компонент, основанный на:
экологических представлениях о среде обитания;
экологических
представлениях о разнообразных условиях жизни живых объектов природы (свойственная им необходимость в свете, тепле, влаге), об особенностях их приспособления к условиям среды обитания и.т.п.
2. Эмоциональный компонент включает в себя:
ценностные ориентации и эмоционально-чувственная сфера старших дошкольников по отношению к природе и при соприкосновении с ее объектами;
3. Практический компонент:
наличие у старших дошкольников представлений о правилах, нормах взаимодействия с природой; умений находить решение экологических проблем, определять причины их возникновения.
Слайд 10Методики исследования
1. Методика «Удивительная прогулка»
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений о
среде обитания.
2. Методика «Знатоки природы».
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений о разнообразных условиях жизни живых объектов природы (свойственная им необходимость в свете, тепле, влаге), об особенностях их приспособления к условиям среды обитания и.т.п.
3. Методика «Радости и огорчения»
Цель: определить, какое место в системе ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста занимает природа.
4. Методика «Секретный разговор» (автор И.В. Цветкова)
Цель: исследование эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста и выявление имеющегося у них опыта общения с объектами природы.
5. Методика «Лес благодарит и сердится»
Цель: выявить наличие у старших дошкольников представлений о правилах, нормах взаимодействия с природой.
6. Методика «Забота о природе»
Цель: выявить наличие у ребенка умений находить решение экологических проблем, определять причины их возникновения.
Слайд 12Детское экспериментирование:
предполагает комплексное руководство со стороны педагога, который, непосредственно, привлекает детей
к экспериментальной деятельности, приобщая каждого ребенка к миру природы;
вовлекает родителей в процесс экологического воспитания детей, выстраивая активное взаимодействие с ними;
обогащает предметно-развивающую среду в целях осуществления гуманистически направленной экспериментальной деятельности детей в природном окружении среде.