Слайд 1
Преподаватель спецдисциплин
ГБОУ НПО РО ПУ № 61
Чернова Е.А.
ТЕМА УРОКА:ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НИХ.
Слайд 2Пока слово не произнесено, оно- узник того, кто собирался его сказать.
Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его.
ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ
Слайд 3 ЦЕЛИ УРОКА
– обучающая: Ознакомить
обучающихся со способами и правилами поведения в конфликтах.
- воспитательная: Познать себя, научиться управлять своими эмоциями, слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие окружающего мира.
- развивающая Дать обучающимся новые знания в сфере психологии, этики делового общения и этикета деловых отношений, которые помогут выявить затруднения и причины успеха в общении, преодолеть неудачи в межличностном взаимодействии и найти способы изменить себя и свое поведение.
Слайд 6ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений,
точек зрения, взглядов партнёров по общению.
Слайд 7ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Внутриличностный
Межличностный
Межгрупповой
Конфликт между группой и личностью
Слайд 8ПО СПОСОБУ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА НЕПРОДУКТИВНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ
Непродуктивные конфликты —
это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.
Слайд 11ПО СПОСОБУ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА
1.КОНСТРУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
2.НЕПРОДУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Слайд 125 СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ
1.СОПЕРНИЧЕСТВО
2.СОТРУДНИЧЕСТВО
3.КОМПРОМИСС
4.ИЗБЕГАНИЕ
5.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Слайд 13СОПЕРНИЧЕСТВО
это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется, когда
человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом.
Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты. Тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому такая стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
Слайд 14СОТРУДНИЧЕСТВО
Доказано, что при выигрыше двух сторон люди более склонны исполнять принятые
решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы, и вырабатываются навыки слушания.
Слайд 15КОМПРОМИСС
Это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна, когда
обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременные желания невыполнимы (например, желание занять одну и ту же должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
Слайд 16ИЗБЕГАНИЕ
это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая
на своем, но и не уступая своих позиций. Данную стратегию рекомендуют использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяют предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией, желанием ее разрешить.
Слайд 17ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами.
Если интересы другого человека окажутся более жизненно важными, чем ваши, а переживания - сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Стратегия приспособления может быть применима, если:
вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;
вы осознаете, что правда на вашей стороне;
вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;
вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.
Слайд 18
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, но порой доминирует одна
из них.
Слайд 19ПОНЯТНО, ЧТО НИ ОДНА СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОДУКТИВНОМ КОНФЛИКТЕ НЕ МОЖЕТ
СЧИТАТЬСЯ ЛУЧШЕЙ, ПОЭТОМУ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАЖДУЮ ИЗ НИХ, УЧИТЫВАЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СИТУАЦИЮ.
По сути, нет хороших или плохих стратегий, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование.
Слайд 205 ОСНОВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1.СОПЕРНИЧЕСТВО
2.СОТРУДНИЧЕСТВО
3.КОМПРОМИСС
4.ИЗБЕГАНИЕ
5.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
Слайд 21ВАРИАНТЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
1.Общение менеджера с руководителем, который просит вас остаться во
вне рабочее время.
2.Общение продавца с недовольным покупателем.
3.Общение с сотрудником, который нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах.
4.Общение с покупателем, который отказывается
оплатить отсканированный товар.
Слайд 22ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЙСТВИЯ
1.СОПЕРНИЧЕСТВО- ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ
2.СОТРУДНИЧЕСТВО-ПОПЫТАТЬСЯ НАЙТИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ УДОВЛЕТВОРИТ
ИНТЕРЕСЫ ОБОИХ СТОРОН.
3.КОМПРОМИСС- ПОЙТИ НА УСТУПКИ.
4.ИЗБЕГАНИЕ- ПОПЫТАТЬСЯ УБЕЖАТЬ.
5.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- БЕЗРОПОТНО СОГЛАСИТЬСЯ.
Слайд 23В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И УЖЕ РАЗЫГРАВШЕМСЯ КОНФЛИКТЕ ВСЕГДА НУЖНО ПОМНИТЬ О
«ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ» НРАВСТВЕННОСТИ, О СОБЛЮДЕНИИ ВЕЖЛИВОСТИ И ТАКТИЧНОСТИ.
Подходите к разрешению проблем творчески: старайтесь увидеть в собеседнике лучшие качества и ориентируйтесь на положительные стороны его характера.
Слайд 24В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ УМЕНИЕ ПРИНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ,
КАКОЙ ОН ЕСТЬ, ПОНЯТЬ ОБРАЗ ЕГО МЫСЛЕЙ, УВИДЕТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ ЕГО ГЛАЗАМИ,
ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИИ.
Слайд 26
Сегодня мы обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что
побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё
Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В тетради аргументированно ответьте на следующие вопросы:
1.Решить возникшее противоречие можно
только путём спора, а не ссоры.
Почему?
2.Какая стратегия характерна для вас?
3.Попробуйте определить, какую позицию в конфликте вы чаще всего занимаете?
Задача: придумать ситуацию, где необходима именно ваша стратегия поведения в конфликте.