Слайд 1Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Воспитатель : Чучварева Наталья Юрьевна
МБДОУ
«Детский сад №14»
ИГОСК Изобильный 2018
Слайд 2“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
-физиологическом;
-психологическом
Приспособление
ребёнка к новым условиям происходит на разных уровнях:
Слайд 4К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам
Необходимости самоограничений
Физиологический
(надо привыкнуть)
Невозможности уединения
Новой пищи,
новым помещениям, запахам и тд.
Слайд 5Психологический (предстоит привыкнуть)
К отсутствию родителей
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
Большому
количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
Необходимости отстаивать своё личное пространство
Слайд 6С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество
изменений:
Строгий режим
Отсутствие родителей в течении дня
Новые требования к поведению
Постоянный контакт со сверстниками
Новое помещение ,таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного
Другой стиль общения
Слайд 7Как надо вести себя родителям с ребёнком , который начал впервые
посещать детский сад?
Внушайте ему, что это очень здорово, что он подрос и стал большим.
Не пугайте ребёнка детским садом и «злыми воспитателями».
Не оставляйте малыша в детском саду на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
Создайте спокойный климат для него в семье.
Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу.
Сократите просмотр телевизионных передач, походы в гости ,в цирк.
Эмоционально поддерживайте ребёнка : чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
Создайте в выходные дни дома для него режим такой же , как и в детском саду.
Слайд 8Почему ребёнок плачет? Как с ним лучше прощаться?!
Он плачет, потому что
слёзы – единственный способ , которым ребёнок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
Скажите честно ребёнку, куда и зачем вы идете(н-р: «Я иду в магазин», «Я иду на работу»)спокойная интонация подскажет ему , что мама будет заниматься полезным делом.
Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Не нужно говорить время по часам, можно сказать : «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребёнку понятнее конкретные описания событий, по которым он определит время.
Расскажите ребёнку с кем он останется и чем будет заниматься
Слайд 9Как избежать сцен манипуляций?
Победить «сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал»-это порядок действий, который взрослые
повторяют раз за разом. К примеру, мама уходя всегда:
на три минутки берёт малыша на руки;
целует и говорит куда уходит и когда придёт;
просит принести ключи, платочек и т.д.;
-говорит «спасибо »и «пока-пока»;
-если ребёнок плачет- говорит ,что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
Уходит.
Такое поведение помогает ребёнку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал –учит ребёнка доверять взрослым: ребёнок хорошо знает, что мама уйдёт, когда она уйдёт и когда вернётся. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Слайд 10Фразы, которые ухудшают ситуацию.
«Ты же сам говорил, что хочешь в детский
садик, почему ты теперь не хочешь оставаться?»;
«Ну пожалуйста, можно мама пойдёт на работу?!»;
«Ты же большой мальчик(девочка)как тебе не стыдно плакать»;
«Если будешь так плакать- уйду от тебя и вообще не приду»;
Важно помнить: эти фразы не только не помогают ,но и вредят, потому , что в них есть упрёк.
Упрёк ребёнку в том , что он мешает делать маме какие-то её дела. Мамы говорят такие фразы, только потому, что не знают , как успокоить малыша, а ребёнок слышит, что он помеха в её жизни, и ещё больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Слайд 11Степени тяжести прохождения
адаптации в детском саду.
Легкая адаптация:
взаимоотношение со взрослыми и
двигательная активность практически не изменяются
временное нарушение сна(нормализуется в течении 7-10 дней),
заболеваний не возникает
Основные симптомы исчезают в течении месяца.
Неадекватные эмоциональные реакции(капризы, агрессия, замкнутость), изменения в речевой , ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30
нарушение аппетита
Слайд 12Средняя адаптация:
все нарушения выражены более длительно:
сон, аппетит восстанавливаются 20-40
дней,
речевая активность -30-40 дней,
эмоциональное состояние-30 дней,
двигательная активность приходит в норму -30-35 дней,
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Фиксируются заболевания.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется:
-снижением аппетита
-резкое нарушение сна
ребёнок пытается уединиться
избегает контактов со сверстниками
проявляется агрессия
подавленное состояние в течении долгого времени.
При тяжелой адаптации, как правило, дети болеют в течении первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течении всего времени привыкания к коллективу.
Очень тяжелая адаптация:
около полугода и более. Встаёт вопрос , стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «недетсадовский» ребёнок.
Однако , как бы вы не готовили ребёнка к ДОУ, он всё равно, особенно в первые дни будет находиться в состоянии стресса.
Слайд 13В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка. Вы же
взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю режиму. По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.