Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида»
г. Шарыпово Красноярского края. тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.delphin5@yandex.ru
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог
МБДОУ №5 «Дельфин»
В. А. Андреева
Песочная терапия
для детей с ОВЗ
Слайд 2К. Д. Ушинский
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка»
Слайд 3 Дети с ОВЗ, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с
одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Поэтому они нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.
Слайд 4Цель:
Психическое развитие ребенка (мелкой моторики, речи, мышления, воображения);
Коррекция его проблемного поведения
(плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает);
Снятие стресса, проработка негативных эмоций.
Слайд 5Задачи:
развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
развитие способностей к социализации;
снимать мышечную
напряжённость;
помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствовать расширению словарного запаса;
развивать фонематический слух и восприятие;
развитие связной речи, лексико-грамматических представлений.
Слайд 6Показания к терапии
Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:
-
переживание возрастного кризиса;
- неспособность изложить словами свои переживания;
- наличие психологической травмы;
- неспособность самостоятельно принять решение;
- задержка психоречевого развития;
- эмоциональная заторможенность;
- уменьшение напряженности;
- развитие всех видов чувствительности;
- нормализация мышечного тонуса;
- расширение кругозор.
Слайд 7Противопоказания
эпилептические припадки;
психиатрические болезни;
повышенная тревожность;
пылевые аллергические реакции;
болезни лёгких;
заболевания кожи и травмы кистей рук.
Слайд 8Общие условия организации песочной терапии
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.
Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо.
Слайд 9Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым
и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Слайд 10Визуальное расписание. Где включено занятие с песком
Слайд 11Погладить песок
В начале занятия мы проводим разминку. Это 3-4 упражнения, например,
такие как: погладить песок, выпускаем песок тонкой струйкой из кулачка и другие.
Слайд 12Выпускаем песок тонкой струйкой на ладошку
Слайд 14Упражнение «Дойди по дорожке»
На песке лежит сеточка, в ней в некоторых
квадратах стоят маленькие игрушки. Предлагаю найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т.д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому
Слайд 15Упражнение "Песочные прятки" (в песочнице заранее закапываю миниатюрные игрушки). Ребятам необходимо
найти спрятанные в песке игрушки и назвать их.
Слайд 16Песочные прятки. Ищем иголки (прищепки) ежика
Слайд 17Упражнение «Волшебный мир». Из камушков и разных миниатюрных фигур участники создают
волшебный мир.
Кроме игры с песком можно детям предложить рисование песком.
Слайд 18Упражнение на развитие пространственных представлений. Ребята расставляют животных согласно инструкции, например:
краб живет в верхнем правом углу, рыбка – в нижнем левом, собака – в нижнем правом, корова – в верхнем левом, тигр – между собакой и коровой и т.д.
Слайд 19Упражнение «Дорожка из счётных палочек» Указываю направление движения – 2 палочки
вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
Слайд 20Упражнение «Дорожки из камушков». Участники выкладывают дорожки из камушков, следуя инструкции,
например: положи 2 зелёных камушка, один жёлтый и т.д. А потом детские пальчики «ходят» по этим дорожкам.
Слайд 21 Использование песочной терапии дает положительные результаты:
у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
ребёнок с
ОВЗ чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке;
ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ;
у детей активно развивается мелкая моторика
Слайд 22 Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.
Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ.