Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Корниловская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Поиск
путей повышения
эффективности чтения
в начальной школе
Педагогический проект
в рамках конкурса «Учитель года-2010»
Автор:
Юрмазова Н.Б.
учитель начальных классов
МОУ «Корниловская СОШ»
Томского района
2010г.
Слайд 2«Можно жить и быть счастливым, не
овладев математикой, но нельзя быть
счастливым, не
умея читать…».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Новые образовательные стандарты ставят перед школой формирование таких компетенций как:
- осознание
значимости чтения для личностного развития;
- формирование потребностей в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами анализа и т.д.)
Слайд 4Статистические данные:
По данным социологов
число постоянно читающих уменьшилось с 49% до26%,
число вообще
не читающих книги, возросло с 23% до 34%,
если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2003 году только 20%
А по данным статистики детского чтения, читающих для самообразования, всего 10%.
Слайд 5
Скорость чтения является самым важным фактором из 200, влияющих на успешность
в обучении.
Как показывают исследования оптимальный темп чтения от 120 до 150 слов в минуту.
Диапазон же оптимального чтения – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
Самое слабое звено в этой проблеме это начальные классы. Имея недостаточные навыки техники чтения, они не могут далее учиться на «4» и «5». Уже в 5 классе увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не способствует её освоению.
Слайд 6Актуальность данного проекта
необходимость сознательной, систематической работы педагогов начального звена:
по
совершенствованию навыков чтения у обучающихся,
по созданию условий, направленных на повышение мотивации к чтению,
- на осознание детьми значимости чтения в их личностном развитии
Слайд 7
Цель проекта
создание системы
индивидуального подхода к обучающемуся, обеспечивающей
каждому ребёнку возможность достижения планируемых результатов
по совершенствованию навыков чтения и интереса к нему.
Слайд 8Задачи проекта:
изучить теоретический материал по данной теме;
определить эффективность индивидуализации
на основе мониторинговых исследований, проводимых 4 раза в год;
подобрать необходимые дидактические и диагностические задания;
показать практическую значимость индивидуального подхода;
Слайд 9Предполагаемый результат
создание системы работы индивидуального подхода к процессу, влияющему на успешное
овладение навыками чтения
каждым обучающимся начальной школы.
Слайд 10Условия и ресурсы
учебный план и учебная программа (количество учебных часов аудиторной
и неаудиторной занятости);
имеющийся комплекс методических приёмов;
печатные издания, Интернет-ресурсы;
техническое обеспечение (компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска и т.п.)
Слайд 11Методы работы
1. Диагностический
- психолого-педагогический (РПМПК)
2. Исследовательский
мониторинг техники чтения и
учёт психофизиологических
особенностей обучающихся
- анкетирование учащихся
3. Коррекционный
- апробация выбранных методических приемов,
- проведение индивидуальных коррекционных занятий
4. Аналитический
- промежуточный и итоговый мониторинг техники чтения с целью выявление положительной динамики с последующим анализом эффективности работы.
Слайд 12Этапы работы над проектом
I этап – Анализ ситуации
мониторинг качества техники чтения
вслух
Вывод: уровень техники чтения оказался крайне низким.
Слайд 13Этапы работы над проектом
I этап – Анализ ситуации
анкетирование обучающихся по
теме: «Интерес к чтению»
Цель анкетирования – выявить уровень мотивации к чтению у школьников на конец 2008/2009 учебного года.
Приняло участие 180 обучающихся со 2 по 11 классы
Предложено было 5 вопросов:
1. «Любишь ли ты читать?»
2. «Читаешь только то, что задано в школе?»
3. «Читаешь ли ты дополнительную художественную литературу?»
4. «Читаешь ли ты познавательную литературу?»
5. «Посещаешь ли ты школьную библиотеку для поиска информации?»
Вывод:
Результаты анкетирования показали, что чем старше становится ученик,
тем больше падает интерес к чтению, особенно в плане самообразования
Слайд 14Этапы работы над проектом
II этап – Постановка проблемы
раскрытие читательского потенциала в
каждом ребенке, обучающимся на этапе начальной школы.
.
Слайд 15Этапы работы над проектом
III этап – Коррекционный
Апробация и внедрение в образовательный
процесс эффективных методов и приёмов по формированию навыков чтения
1 этап Начальный
1) диагностика детей, поступающих в школу РПМПК;
2) диагностика детей на определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий
2 этап Рабочий
1) Подбор соответствующих форм и видов учебной работы, комфортных для каждого ученика:
1 класс - реализация приемов и методов, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям
2 класс – чтение познавательных текстов, с иллюстрациями, направленных на развитие интереса и понимание прочитанного.
3 класс – набор интересных текстов с постепенно увеличивающимся количеством знаков, которые они должны освоить и понять за предоставленную для чтения минуту.
4 класс - выполнение учебных контрольных заданий, направленных на формирование читательских компетенций (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами поиска, анализа и т.д.)
2) Создание условий для повышения мотивации к чтению через уроки литературного чтения.
Слайд 16Этапы работы над проектом
III этап – Аналитический
1. Мониторинг техники чтения вслух
по классам:
1- класс – итоговый;
2-4 классы – входной, по итогам каждой четверти и года;
2. Сравнение результатов мониторинга по каждому обучающемуся начальной школы и классу вцелом;
3. Анализ полученных результатов на наличие положительной динамики у каждого ребенка начального звена;
4. Выявление проблем в системе работы и предложения по их устранению
Слайд 17Заключение
По мнению психологов и физиологов, возраст 6-10 лет является самым благоприятным
периодом для обучения ребёнка. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциал ребёнка, с высокой степенью вероятности его возможности, достижения успехов, а также определить вероятные причины неудач и наметить пути и способы их преодоления.
Данный проект направлен на раскрытие данного потенциала в каждом ребенке, обучающимся на этапе начальной школы.