Слайд 1Современные методики и традиционные методы коррекции эмоциональной сферы и их применение
при работе с детьми, в том числе с ОВЗ.
подготовила педагог – психолог СП «Детский сад №11 комбинированного вида» МБДОУ«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Козлова Наталья Валерьевна
Слайд 2Ключевые моменты эмоционального развития детей дошкольного возраста
- освоение социальных форм выражения
эмоций;
- формирование чувства долга;
- развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;
- благодаря речи, эмоции становятся осознанными;
- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Слайд 3Признаки эмоционального неблагополучия
Слайд 4
Центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная.
Поэтому,
с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Слайд 5Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция)
— один из видов психологической помощи (среди других:
психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия
Слайд 6Арт-терапия
(от английского “art-therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно
набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.
Цель арт – терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Слайд 7
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:
– изотерапию (лечебное
воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
– библиотерапию (лечебное воздействие чтением);
– имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
– музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
– вокалотерапию (лечение пением);
– кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);
– игротерапию;
– маскотерапию;
– песочную терапию;
– сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
– цветотерапию;
– фототерапию;
- имаготерапия (театрализация психотерапевтического процесса).
Слайд 8Изотерапия – направление арт – терапии, применяющее в своей работе методы
изобразительного искусства
Методы изотерапии включают– пассивную форму использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.
Слайд 13Игротерапия – это подход в психотерапии, в основу которого положено использование
ролевой игры и распределения ролей как одних из наиболее сильных стимуляторов работы и развития поведенческих реакций, а также личностного развития.
Слайд 14Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который
используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки.
Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (страха, различных фобий, агрессивности и др.).
Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказки, рассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.
Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых.
Слайд 15Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки
в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.)
Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. А, также, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слайд 16ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ТДТ)
является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии
и танцевального искусства. Ее питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.
ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве – единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.
Слайд 17Пескотерапия
Игра с песком как способ развития
и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Приёмы песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях:
- Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
- Поиск игрушек, спрятанных в песке.
- Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами.
- Рисование на мокром песке тонким предметом .
- Изготовление поделок.
- Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок.
Слайд 18Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования
различных техник создания мультфильмов.
Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми.
Слайд 19
Акватерапия - новое направление деятельности в детских садах. Используется преимущественно как
психотерапевтический метод.
Метод акватерапия является наиболее эффективным оружием борьбы и преодоления тревожности, различных фобий и других накапливаемых негативных психологических состояний.
Слайд 20Ароматерапия – это использование летучих растительных масел, в том числе и
эфирных масел, для улучшения психического и физического состояния.
Слайд 21Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и
их образы для оказания психотерапевтической помощи.