Слайд 1Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации.
Козловская
Любовь Дмитриевна
учитель высшей категории МБОУ «Начальная школа №5 г. Горно-Алтайска»
Слайд 2Актуальность
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в
современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не “уходит”, она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм
Слайд 3Противоречия
Актуальность моей темы наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий:
-снижением
интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
-уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы -(3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
Слайд 4Противоречия
-наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием
числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы.
Слайд 5Новизна
Новая система работы над текстом, которая обеспечивает понимание текста за
счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Слайд 6 Технология продуктивного чтения
Хочу привести пример использования
этой технологии на уроке литературного чтения в 4 классе «Произведения поэтов X IX века . Времена года- зима. Н. Некрасов «Мороз-воевода»
Работа над текстом до чтения.
(на партах текст стихотворения )
-Прочтите название стихотворения. Спрогнозируйте о чём может быть это стихотворение? Каким вы представляете себе героя этого произведения? Обсудите в паре.
Определите цель сегодняшнего урока.
Слайд 7Работа над текстом во время чтения.
-Возьмите простой карандаш и при чтении
стихотворения отметьте незнакомые вам слова. Идёт чтение-слушание. Далее идёт словарная работа по тексту.
Слайд 8 Работа над текстом после чтения
- Понравилось
вам это произведение? Чем?
- Определите жанр и тему данного произведения.
-Сравните свои предположения с прогнозированием?
-Почему прогноз был не точным?
-Какой информации оказалось недостаточно?
Слайд 9 Иллюстрирование прочитанных текстов
На одном из уроков я рассказала о
том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу. Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.
Слайд 10После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из
текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
Слайд 11Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Слайд 12Создание диафильмов
Делаем так:
- по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм,
продумайте содержание отдельных кадров;
- какие строки из текста вы соотнесете с ними;
- определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
Слайд 13Минутки поэзии для чтения стихотворений собственного сочинения.
Я и моя школа
Люблю я
школу, где учусь,
Хоть иногда и мучаюсь.
Но все же я туда бегу,
Рюкзак хватая на ходу.
Я много знаний получаю,
Учусь я только лишь на пять
И в отдыхе по школе я скучаю,
Мечтаю очутиться там опять!
Люблю родную школу,
Люблю учителей!
И нет ее на свете лучше,
Красивей и светлей!
(Гоненко Денис)
Слайд 14Составление викторин
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому
отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Слайд 15«Мудрое дерево»
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку,
в которой задается вопрос по тексту. Когда дети завершают написание записок, они скрепками прикрепляют их к дереву. Дерево часто меняется- по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки- вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Слайд 16Цифровой диктант
Диктант проводится следующим образом,
записывают дети только две цифры:
0-если утверждение неверное и 1- если оно верно.
Слайд 17Работа с текстом на уроках
русского языка
Особое внимание уделяется работе со
словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Слайд 18На уроках математики при работе над текстовой задачей провожу следующую работу:
-проводим анализ задачи;
-устанавливаем связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;
-делаем перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Слайд 19Окружающий мир
Работа по тестам к статьям учебника. Цель такой работы –
воспитание в понимании учащихся того, как важно внимательное прочтение учебного материала для осмысленного выполнения учебных заданий, направленных, прежде всего, на повышение собственного образовательного уровня. Вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия. Выполнив данный тест, ребёнку легче сделать пересказ статьи, составить план, ответить на вопросы. В результате получается план-конспект статьи.
Слайд 20Вывод
Применяя в работе описанные мной методы и приёмы, я формирую у
своих учеников умение работать с тестом, использовать различные источники и способы для получения информации. В результате моей работы выпускники начальной школы, у которых будет сформирован тип правильной читательской деятельности, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе, применять полученные навыки в повседневной жизни.