Слайд 1Памятка для учебно-исследовательской работы учащихся.
Составитель: учитель начальных классов МБОУ Павловская
СОШ №2 Олейникова Н.В.
Слайд 21. Как выбрать тему исследования?
Сначала ответь на вопросы:
- Что мне интереснее
всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное
время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие
отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы
узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно
горжусь?
Слайд 31. Как выбрать тему исследования?
Темы могут быть:
• фантастическими
ориентированы на
разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
• эмпирическими
тесно связаны с практикой и предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов
• теоретическими
ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Слайд 41. Как выбрать тему исследования?
Тема должна быть:
1. Тема должна быть интересна
тебе, должна
увлекать тебя.
2. Тема должна быть выполнима, решение её
должно быть полезно.
3. Старайся держаться ближе к той сфере, в
которой сам лучше всего разбираешься, в
которой чувствуешь себя одаренным.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней
необходим элемент неожиданности, необычности.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла
быть выполнена относительно быстро.
6. Тема должна быть доступной.
7. Сочетай желание и возможности.
Слайд 52. Цель и задачи исследования.
Цель исследования:
Определить цель исследования - значит
ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление.
Задачи исследования:
Задачи описывают основные шаги.
Задачи исследования (приёмы и способы работы) уточняют цель (3-5 шт.).
Слайд 63. Гипотеза исследования.
Гипотеза – это предположение, рассуждение,
догадка, ещё не доказанная и
не подтверждённая
опытом.
Предположим...
Допустим...
Возможно...
Что, если...
Слайд 74. Организация исследования.
Подумай самостоятельно:
- Что я знаю об
этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие выводы можно сделать из того, что уже
известно о предмете исследования?
2. Просмотри книги по данной теме (начинай с энциклопедий и справочников).
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
3. Спроси у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4. Просмотри телематериалы (научные, научнопопулярные, документальные, художественные).
Запиши то необычное, что узнал из телевизионных фильмов.
Слайд 84. Организация исследования.
5. Используй Интернет-ресурсы.
Запиши то новое, что ты узнал
с помощью
компьютера.
6. Наблюдай.
Запиши интересную информацию, полученную с
помощью наблюдений, удивительные факты и
парадоксы (необычное).
7. Проведи эксперимент (от латинского –
проба, опыт), если нужно. Нужно выполнить
какие-то действия с предметом исследования
и определить, что изменилось в ходе
эксперимента.
Запиши план и результаты эксперимента.
Слайд 95. Подготовка к защите исследовательской работы.
Выдели из текста основные понятия
и дай им
определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицируй основные предметы, процессы,
явления и события.
Слайд 105. Подготовка к защите исследовательской работы.
3. Выяви и обозначь все замеченные
парадоксы
(странное мнение, высказывание,
расходящееся с общепринятыми мнениями,
научными положениями, а также мнение,
противоречащее (иногда только на первый
взгляд) здравому смыслу).
4. Упорядочи основные идеи по важности.
5. Предложи примеры, сравнения и
сопоставления, если нужно.
6. Сделай выводы и умозаключения.
7. Укажи возможные пути изучения темы (как
ещё можно).
Слайд 115. Подготовка к защите исследовательской работы.
8. Подготовь текст доклада:
Титульный лист
Полное название школы и ее номер
______________________________________
(формулировка темы проекта без кавычек
и без точки)
Проект ученика ... класса (фамилия,имя)
Руководитель проекта (фамилия, инициалы)
Город
Год
Слайд 125. Подготовка к защите исследовательской работы.
Содержание
Введение
1. Тема интересна мне, потому что…
2. Цель – чему посвящена работа (начни словами: хочу
доказать…, обосновать…, разработать…).
3. Задачи (начни словами: опишу…, выявлю…, определю…,
установлю…, проанализирую…).
Основная часть
Само исследование, его этапы и процессы (можно
с рисунками, фото, схемами, таблицами и т.д.).
Заключение
Полученные результаты в связи с задачами (описано…,
выявлено…, определено…, установлено…, проведён
анализ…), выводы по изученному в связи с целью
(доказано…, обосновано…, разработано…).
Слайд 135. Подготовка к защите исследовательской работы.
Список литературы
и других источников
(не < 3-5).
9. Приложения:
Если с рисунки, фото, схемы, таблицы,
диаграммы и т.д. необходимы для
подтверждения работы, но не были показаны в
основном тексте.
10. Зрелищность:
Для более наглядной демонстрации работы
можно дополнительно к тексту оформить
презентацию PowerPoint, видеоклип, видеоряд,
газету, плакат,книгу-раскладушку, макет и
т.д.
Слайд 146. Защита исследовательской работы
Представление исследовательской работы.
(5-10 мин).
Составь краткий пересказ, запомни
его и расскажи.
Подтверждай свой рассказ рисунками, фото, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.
Если используется презентация Power Point, видеоклип, видеоряд, газета, плакат, книга-раскладушка, макет, модель и т.д., умей ориентироваться в них и пояснять, что там изображено, сделано.
Слайд 15Помощь:
Обратись ко взрослым за помощью
при оформлении работы,
составлении
краткого пересказа,
его заучивании
и ориентации в самой работе по страницам.
Удачи - юный
исследователь!
Новых знаний, новых
открытий!