Слайд 1Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Пискарева
Ольга Владимировна
Слайд 2Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
–
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и . привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Слайд 3« Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее
развитию»
В.М. Бехтерев
Слайд 4Что же такое пальчиковые игры?
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Слайд 5Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием
мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Как правило это известные детям потешки, прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев.
Слайд 6Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и
нетрадиционными.
Слайд 7Традиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (растирания – движение должно
быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.)
2. Графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)
Слайд 83. Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик
для зайчат», «Я гуляю во дворе»)
Слайд 94. предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование
мелками, углём)
Слайд 10 5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с
вкладышами, складывание матрёшек).
6. Игры на развитие тактильного восприятия («Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).
Слайд 116. кукольные театры (пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней)
Слайд 12Нетрадиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,
массажными щётками и т.д ;
Слайд 13ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по
ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Слайд 14КАРАНДАШИ
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным
научу.
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Слайд 15МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие
детки лежат!
Слайд 16ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый
шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
Слайд 17ЧЁТКИ (БУСЫ)
- Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и
т. д.
- Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
- Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
Слайд 18ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
-Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под
счет до 10;
- Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
Слайд 192. Игры с пальцами с использованием разнообразного материала.
Слайд 20БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев.
Большаку
дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Слайд 21КРУПА
- В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две
разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
- Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Слайд 22- Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки
и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Слайд 23ВЕРЁВКА
- ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ (Завязать на верёвке узелки – до
12, ребёнок перебирает узелки п пальцами, на каждый узел называть день недели, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи и т.д.)
- ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру)
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
Слайд 24ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки
кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу приговаривая:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
Слайд 25ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно как носовой платок и детские ладони. Ребёнок комкает
пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота
Слайд 26Таким образом,
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- универсальность - можно играть в
любом месте в любое время;
- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;
- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Слайд 27Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с
использованием пальчиковых игр, дает свои результаты:
-дети становятся более активными в общении;
-ясно и последовательно выражают свои мысли;
-используют в речи образность, точность языка;
-умеют выражать свое отношение к окружающему.