Слайд 1Особенности проектной деятельности в начальных классах
МО учителей начальных классов
Руководитель МО: Лифатова
С.В.
МОУ ООШ №2
апрель 2011 год
Слайд 2Способствуют формированию активно, самостоятельности и инициативной позиции обучающихся в учении.
Развивают исследовательские,
рефлексивные, самооценочные навыки.
Формируют не просто умения, а компетенции.
Направлены на развитие познавательного интереса обучающихся.
Реализуют принципы связи обучения с жизнью.
Слайд 3В основу этого метода положена идея
о направленности учебно-познавательной деятельности
школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Слайд 4Внешний результат
можно увидеть, осмыслить, применить
в реальной практической деятельности
Слайд 5Внутренний результат
Опыт деятельности- становится достоянием обучающегося,соединяя в себе знания и умения,
компетенции и ценности
Слайд 6По мнению доктора педагогических наук Хуторского А.В., в начальной школе формируются
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социальные компетенции
Слайд 7Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
иметь опыт восприятия картины мира.
Слайд 8Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,
справочниками, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
овладеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Слайд 9Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно,
написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Слайд 10Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:
семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Слайд 11Cформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других
учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Слайд 12Развитие мышления учащихся:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак,
соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Слайд 13Выступает уровень сформированности самооценочной и оценочной деятельности
адекватно оценивать свою работу
и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Слайд 14Формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
Мыслительных умений и навыков: анализ
и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Слайд 15Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Слайд 16Эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности.
Слайд 17Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах В настоящее время издается очень много хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований детьми младшего школьного возраста.
Слайд 18Правила по выбору темы исследования
- Тема должна быть интересна ребенку,
должна увлекать его. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе.
-Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 19Этапы учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный
настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Слайд 20 Схема работы
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Слайд 21Общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для
решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 223.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
-
умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 23Задачи:
приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом - как
одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений (освоение исследовательского метода - путь приобретения общей компетентности исследователя, основа которой заключена в способности строить достоверные представления об окружающем; исследовательский метод направлен на развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения);
создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;
развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности (или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности);
возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества - освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.