Слайд 1Особенности обучения детей дошкольного возраста
Презентацию подготовила: педагог-психолог МОУ лицея №4
Клёнина Д.А.
Слайд 2Содержание
Особенности образовательной работы с детьми-дошкольниками
Средства образовательной работы с дошкольниками
Тест по заданной
теме
Ответы к тесту
Слайд 3
Особенности образовательной работы с детьми-дошкольниками
Образовательная работа с детьми-дошкольниками складывалась в определенных
формах соответственно требованиям времени.
Формы и средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста в дидактике Коменского, Песталоцци применительно к условиям воспитания в семье, к трудовым процессам, которые осуществлялись в семье, иные, чем в педагогике и дидактике Оуэна и Фребеля, где они связаны с процессами воспитания детей в детском учреждении.
Слайд 4Изменяющиеся условия воспитания определяют и изменение форм и средств образовательной работы
с детьми.
Поэтому правомерно рассматривать как формы, так и средства образовательной работы в их развитии, видеть в них устаревшее и те новые черты, которые вызываются новыми задачами и условиями воспитания.
Слайд 5Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными средствами в зависимости
от целей, ради которых она проводится.
Это могут быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер.
Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения взрослого с ребенком и т. д.
Слайд 6Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием дидактики и по
отношению к дошкольному возрасту (дидактические игры, дидактический материал, дидактический метод).
Это важно подчеркнуть.
Требования дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением.
Слайд 7Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две группы:
-первая группа
характеризуется тем, что обучение ведет взрослый,
-во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
Это различие носит принципиальный характер и определяет различие в требованиях к детям.
Слайд 8Рассмотрим характер обучения в таких дидактических условиях, когда обучающая роль принадлежит
взрослому.
Главным здесь является психологическое влияние взрослого на ребенка, на группу детей.
Создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка; чем ближе взрослый к ребенку, тем больших результатов он достигает.
Вполне правомерно определить здесь ту роль, которая отводится активности ребенка.
Слайд 9Интересные высказывания о роли активности ребенка мы находим у Л. Н.
Толстого и К. Д. Ушинского в связи с критикой занятий по фребелевской системе.
В этих высказываниях содержится такая мысль:
там, где в ребенке видят лишь объект воздействия, а не существо, способное в меру своих детских возможностей мыслить самостоятельно, иметь свои суждения, способное что-то выполнить своими силами, воздействие взрослого теряет свою ценность; там же, где эти способности ребенка принимаются во внимание и на них опирается взрослый, эффект получается иной.
Слайд 10Другая группа средств образовательной работы основана на принципе автодидактизма.
Обучающее воздействие здесь
принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, учебно-игровым заданиям, которые автоматически ведут дидактический процесс, направляют силы ребенка, дают ему возможность самообучения.
Слайд 11В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения, ребенок учится счету,
речи и т. п., выполняя правила игры.
Взрослому остается только следить за ходом игры и вносить в нее поправки.
К этой группе средств относится и образовательная работа с детьми по принципу задания.
Процесс овладения знаниями и умениями здесь опирается на собственные силы ребенка.
Предполагается, что дети таким способом могут освоить чтение, письмо и счет.
Слайд 12Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации
обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках.
При таком характере образовательной работы со всей очевидностью обнаруживается тенденция целиком опереться на самостоятельность детей, отстранить прямое влияние взрослого, свести его функции к ряду операций, опосредствованного значения.
Впечатление от живого процесса такой игры-учения, конечно, очень приятное: все дети заняты серьезной игрой, рамки заданий действительно делают такие игры дидактически содержательными.
Слайд 13Характерной чертой автодидактизма является то, что ребенку предоставляется возможность в большей
или меньшей мере самообучаться.
В дидактической игре его направляют правила игры, игровые действия, в учебно-игровых заданиях – инструкция для выполнения такого задания, подсказанные действия, в дидактическом материале – способ действия с ним.
В рамках предложенного ребенок самостоятелен.
Слайд 14В учебно-игровых занятиях за взрослым остается разработка заданий, контроль за их
выполнением и индивидуальные уроки в случае обнаружения затруднений.
Обучать знаниям и умениям он не может непосредственно, ребенок должен идти тем путем, который подсказывает ему задание.
Слайд 15Средства образовательной работы с дошкольниками
Дети могут приобретать знания и умения в
языке, счете, рисовании, конструировании и т.д. только при условии обучения этим видам деятельности.
При этих условиях опыт в виде знаний и умений станет достоянием всех детей, окажет влияние на их развитие.
Эти задачи не следует связывать с какой-то особой одаренностью детей.
Слайд 16Дидактический процесс состоит в том, что взрослый ведет детей определенным путем
в усвоении знаний, умений, вызывая у них подражательную деятельность в виде способа овладения материалом.
Но обучение, опираясь на подражательность, должно в то же время развивать и самостоятельность ребенка.
Слайд 17Работа по подражанию (образцам) дает детям возможность находить и самостоятельные пути
решений – в задачах, рисунках, рассказах; образец давал лишь общее правильное направление решения.
Однако все же в понимании детской самостоятельности скрыта до сих пор некоторая переоценка возможностей ребенка.
Часто здесь можно столкнуться с самой обыкновенной беспомощностью, которая от взрослого будет скрыта его собственным измышлением о том, что ребенок "что-то задумал" и т. д.
Слайд 18Следует иметь в виду еще один очень важный фактор в организации
обучения.
Взрослый обучает детей в коллективе сверстников, и объектом его влияния является не только каждый ребенок, но и коллектив детей.
В таком коллективе представлены, несомненно, дети разных уровней развития, разных возможностей.
Слайд 19В процессе обучения создаются широкие возможности для активного влияния детей друг
на друга, и если эти возможности правильно использованы, то обучающий детей взрослый получает серьезную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо большим, нежели тогда, когда взрослый работает с одним ребенком.
Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие усилия детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности.