Слайд 1Основные МОТИВЫ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАКИМ УЧАЩИМСЯ ТРУДНО, А КАКИМ ЛЕГКО
УЧИТЬСЯ И ПОЧЕМУ?
Выполнила : Завалина Е.А.
Група 1НШ
Преподаватель: Соколова Л.В.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
Слайд 2 Без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации, освоения
знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности
Как мотивировать познавательную деятельность школьников?
Слайд 3 По данным психологических исследований, 90 % детей приходят в
школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается, а к 3 - 4 классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу, с интересом и увлечённо работают на уроках.
Слайд 4 Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения,
будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов
Слайд 5 Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
Познавательные
мотивы
Социальные мотивы
Слайд 6Познавательные мотивы
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом
ее выполнения.
Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
Слайд 7Социальные мотивы
Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника
с другими людьми.
Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Слайд 8 Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной
деятельности
ВНУТРИННИЕ ВНЕШНИЕ
МОТИВЫ УЧЕНИЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ
Слайд 9ВНУТРИННИЕ МОТиВЫ УЧЕНИЯ
Мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то
их называют внутренними
Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей
Слайд 10ВНЕШНИЕ МОТиВЫ УЧЕНИЯ
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется
в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя
Слайд 11 Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия
могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы
Слайд 12 Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в
мотивации двух тенденций:
к достижению успеха
и к недопущению неудачи
Слайд 13к достижению успеха
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят
перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Слайд 14к недопущению неудачи
Цель заключается не в том, чтобы добиться
успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
Слайд 15 Обучающиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы
и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.
Слайд 16 Все мотивы могут быть разделены на две большие группы:
Одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний,
другие мотивы лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения
Слайд 17 Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо
окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичностными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Слайд 18Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка
Непосредственная связь
между отметкой и знаниями устанавливаются немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку.
Слайд 19 Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы
такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознают общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.
Слайд 20Мотивационная сфера – ядро
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй,
ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно»