Слайд 1Организация воспитания, обучения с учетом психолого-педагогических особенностей детей
Слайд 2Нарушения личностного развития
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности
и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Слайд 3Нарушения формирования личности
специфические для определенного возрастного этапа (отсутствие комплекса оживления в
два-три месяца);
неспецифические (общие) - такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативных эмоций и пр.
Слайд 4Специфические проявления эмоциональных нарушений
отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность сопереживать другому человеку ни
в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки);
отсутствие синтонии (способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, появляется к концу первого года жизни) но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;
Слайд 5Проявления эмоциональных нарушений
отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста "чувства
вины", связанного с новым типом самосознания ("Это я сделал") и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации (в любом другом возрасте замкнутость, страхи и агрессивность).
Слайд 6Агрессивное поведение
Познавательный (понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для
проявления агрессии);
Эмоциональный (легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости);
Волевой - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).
Слайд 7Формы агрессии
детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты;
у
взрослых: от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и терроризм и пр..
Слайд 8Психологические особенности
провоцирующие агрессивное поведение:
недостаточное развитие интеллекта,
сниженная самооценка, низкий уровень
самоконтроля,
неразвитость коммуникативных навыков,
повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
Слайд 9
Вербальная агрессия
1.Косвенная (жалобы, демонстративный крик, агрессивные фантазии).
2.Прямая (дразнилки “Ябеда - корябеда”,
“Жора - обжора”); оскорбления “Урод”, “Дебил”).
Слайд 10Физическая агрессия
1 .Косвенная (разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих
вещей).
2. Прямая (непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.
Слайд 11Модели поведения
Семья;
Взаимодействие со сверстниками;
Символические примеры.
А.Вилкинз считает, что за каждый час телевизионного
времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов.
Слайд 12Направления
1. Консультационная работа с родителями и педагогами.
2. Обучение ребенка конструктивным
поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка отреагированию своего гнева .
Слайд 13Упражнения на разрядку гнева
1. Комкать и рвать бумагу.
2. Бить подушку или
боксерскую грушу.
3. Топать ногами.
4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
6. Посчитать до десяти.
7. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
8. Вода хорошо снимает агрессию.
Слайд 14Ранний детский аутизм
К.С. Лебединская под термином АУТИЗМ понимает
«отрыв от реальности, уход
в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»
Слайд 15Аутизм
Основными клиническими признаками аутизма являются:
трудности коммуникации;
побочные реакции на сенсорные раздражители;
нарушения развития
речи (психологический словарь, 1997);
стереотипность поведения (Лебединский В.В., 1985; Никольская О.С., 1995);
социальное взаимодействие (О.С. Никольская, 1995).
Слайд 16
Причины аутизма
Наследственная отягощенность:
Органическое поражение ЦНС;
Психогенный фактор рассматривается в США и
Западной Европе в рамках психоаналитического подхода.
Психогенный фактор может:
быть манифестным для любых форм РДА;
вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживаниями своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания;
служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.
Слайд 17Классификация
1 группа: наиболее тяжелая степень поражения.
2 группа: детям свойственно
отвержение внешней среды.
3 группа: для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Уровень когнитивного развития более высок.
4 группа: является наименее тяжелой. Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы.
Слайд 18Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Оперантное обучение (поведенческая терапия) США и в некоторых
других странах (Норвегия, южная Корея, ряд арабских стран, в некоторой степени Германия);
ТЕАССН – ПРОГРАММА начала разрабатываться Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70–х г. в университете штата Северная Каролина;
Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
Слайд 19Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции
в следующих основных направлениях.
Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной
координации.
Развитие навыков самообслуживания.
Развитие речи и коммуникативных склонностей.
Программа постепенной реабилитации
активную арт-терапию:
куклотерапия;
боди-арт;
пластилиновая скульптура.
Слайд 20Коррекция
пооперационные карты.
Холдинг-терапия (от анг. to hold - держать) оригинальный
метод коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте, разработанный американским психотерапевтом М. Велш.
Слайд 21Природа леворукости
Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и
после рождения.
Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.
Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких нарастает: в 1928 среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% мужчин. В 1973 женщин – 8,8%; а мужчин до 10,4%, а в 1979–88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин.
Слайд 22Понятия
Под левшеством понимается левая асимметрия – преобладание левой части над
правой в совместном функционировании парных органов.
Леворукость – преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий; предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов.
Амбидекстрия - врожденная способность использовать правую и левую руки относительно одинаково.
Слайд 23Психофизические особенности леворуких людей:
• плохая зрительно-двигательная координация. Это может выражаться в
плохом почерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений:
• различные речевые нарушения. Наиболее часто проявляются в ошибках при звуковом анализе. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные
данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
• особенности пространственного восприятия. Это
искажение форм и пропорций фигур, зеркальность
движений (письма). Плохая зрительная память (как правило);
•сложности концентрации и переключения внимания
на фоне его общей слабости.
Слайд 24Эмоционально-психологические особенности леворуких:
• повышенная эмоциональная чувствительность;
• ранимость;
• быстрая утомляемость, как следствие
этого – ограниченная работоспособность;
• высокий уровень креативности;
•ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
• раздражительность и обидчивость;
• подверженность различным страхам (боязливость);
• низкий уровень самоконтроля;
• пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
• конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
• совестливость;
• робость;
• повышенный уровень тревожности:
• эстетическая впечатлительность.сихофизические особенности
леворуких людей:
Слайд 25Период формирования мозга
до 7-9 лет
Правое полушарие:
абстрактное мышление;
образная память;
бессознательное;
левая рука;
ритм
(музыка, интонация);
левый глаз;
ориентировка в пространстве;
чувственная сфера
Левое полушарие:
конкретное мышление;
математические вычисления;
сознательное;
правая рука;
речь;
правый глаз;
чтение и письмо;
двигательная сфера
Слайд 26Характеристики доминирования
Левого полушария Правого полушария
Слайд 27Основные этапы помощи
Развитие мелкой моторики руки в системе игровых упражнений.
Предупреждение характерных
ошибок левшей - зеркального написания, через сравнения картинок с нормальным и зеркальным изображением.
Индивидуальный темп для выполнения письменных упражнений (чаще более медленный для левшей).
Правильная организация рабочего места (освещение, место на парте слева).
Опора на правое полушарие в объяснении нового материала, развитие левого полушария в выполнении упражнений.
Знакомство ребенка с методами релаксации и укрепления нервной системы.
Слайд 28Задержка психического развития
синдром временного отставания развития психики в целом или
отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Слайд 29Причины возникновения ЗПР
К причинам биологического характера относят:
различные варианты патологии беременности
(тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
недоношенность ребенка;
родовые травмы;
различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или авторитарный тип воспитания.
Слайд 30Классификация типов ЗПР
К.С. Лебединской в 1981 г.
по этиопатогенетическому принципу:
Конституционного происхождения;
Соматогенного
происхождения;
Психогенного происхождения;
Церебрально-органического происхождения.
Слайд 31Характеристика
Задержка психического развития конституционального происхождения – так называемый гармонический инфантилизм
(не осложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
Слайд 32Характеристика
Задержка психического развития соматогенного происхождения
В астеническом состоянии ребенок не способен справиться
с учебной нагрузкой. Зачастую проявляются следующие признаки утомляемости:
в сенсорной сфере – перестает слышать;
в моторной сфере – снижается физическая сила, ухудшается координация движений (осанка, почерк);
в когнитивной сфере – ухудшается внимание, пропадает интерес к заданиям, умственная деятельность становится менее продуктивной;
в эмоционально-волевой сфере – отмечается повышенная чувственная впечатлительность, привязанность к матери, тормозимость контакта с незнакомыми людьми, плаксивость, несамостоятельность.
Слайд 33Оздоровительно-коррекционная работа:
Лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
Организация охранительного режима учебной работы с
учетом состояния ребенка: строгое чередование отдыха и учебы; снижение количества уроков; лишний день отдыха; в течение урока ребенку дать отдохнуть, сменив виды деятельности;
Психо-коррекционные мероприятия направлены на формирование навыков учебно-познавательной деятельности и коррекцию негативных тенденций (повышение уровня самооценки, коррекция страхов и т.д.).
Слайд 34Характеристика
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими
правильному формированию личности ребенка.
Гипоопеки;
«Кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой-изнеживающим воспитанием;
«Золушки»;
Противоречивого воспитания
Слайд 35Характеристика
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и
нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития.
Слайд 36Анамнестические данные
замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы,
речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегето-сосудистой дистонии.
Слайд 372 основных вида органического инфантилизма:
неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим
оттенком настроения и импульсивностью
тормозимый – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
Характерны:
нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью внимания, памяти, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций;
неустойчивость внимания;
недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза;
моторной и сенсорной стороны речи;
долговременной и кратковременной памяти;
зрительно-моторной координации;
автоматизации движений и действий;
нередко обнаруживается плохая ориентировка в «правом-левом»; явления зеркальности в письме;
затруднения в различении сходных графем.
Слайд 38Общие для ЗПР различной этиологии черты:
низкая работоспособность в результате
повышенной
истощаемости;
незрелость эмоций и воли;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
обедненный словарный запас;
несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
неполная сформированность игровой деятельности.
низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.
низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
Более сильно нарушено произвольное внимание. Использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?»
Слайд 39Требования к обучению, учитывающие особенности детей
с ЗПР:
Соблюдение определенных гигиенических требований
при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и использовать индивидуальный подход.
Слайд 40«СДВ» «СГДВ»
СДВ
Низкая весьма кратковременная концентрация внимания;
Легко отвлекаются на новые впечатления;
СГДВ
- Дефицит внимания, осложненный гиперактивностью:
Не могут сидеть спокойно;
Постоянно в движении;
Шумны и ипульсивны;
Для окружающих – дети с проблемами.
Слайд 41Синдром Гиперактивности Дефицита Внимания
Достаточная активность во время беременности;
Физически крепче;
Труднее успокаиваются;
Очень мало
спят и беспокойно;
Крик на малейший раздражитель;
Не участвуют в групповых играх;
Охотнее уединяются где-то в углу;
В разговоре всех перебивают.
Слайд 42Поведение гиперактивных детей
характеризуется четырьмя признаками:
Избыток моторной активности.
Нарушение внимания.
Недостаточный контроль за своими
импульсами.
Неадекватность эмоциональных реакций.
Вторичные нарушения:
трудности процесса учения,
отклонения социального поведения
вторичная невротизация.
Слайд 43Как вести себя взрослым
Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему
требований к нему;
Быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований.
А самое главное - любите ребенка!
Чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств.
Слайд 44Как вести себя взрослым
Относиться к детям серьезно, уважать их чувства, потребности,
опасения и желания;
Не следует приписывать детям негативные определения («ты тупой» и т.д. – оценить поступок);
Разумное объяснение требований, поиски компромисса;
Дать детям возможность право выбора;
Ребенок должен знать, что может полагаться на своих родителей, даже если совершит глупость.
Слайд 45Мнение: родители любят
послушных детей
Детям нравится, когда их оставляют
в покое,
для их роста необходимо пространство.
Не заставляйте их уважать Вас потому, что Вы их отец, Вы их папочка, их мамочка и так далее.
Все происходит легче, когда Вы любите.
Родителям нужно научиться говорить «Да».
При любой возможности становитесь ребенком, почувствуйте себя ребенком!
Слайд 46Воспитание
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей»
Слайд 47Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими:
В
своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Слайд 48Рекомендации
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних
заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Слайд 49Учителям рекомендуется:
Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное
внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Слайд 50Учителям
Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.
Задания, предлагаемые на
уроке, писать на доске.
На определенный отрезок времени давать только одно задание.
Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Слайд 51Особые формы обучения
1. школы
М. Монтессори.
2. Вальдорфские школы.
Михаэль Пассольт – дипломированный
мотопедагог, свободно практикующий психомототерапевт, директор института кинезиотерапии и психомоторики в Мюнхене.
Слайд 52УПРАЖНЕНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И МУХОБОЙКОЙ
У воздушных шариков своя прелесть. Они
послушны, с ними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге или носу, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой и т.д. Своей невесомостью они прямо-таки побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела. Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, можно вволю набегаться и напрыгаться. В комбинации с мухобойкой — этим бытовым предметом, можно создавать целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки. К тому же воздушные шарики и мухобойки дешевы, их покупка неразорительна.
Слайд 53Фазы кинезиотерапии по ослаблению гиперактивного поведения
Фаза 1. Развитие вестибулярно-моторной активности (предоставления
свободы).
Фаза 2. Развитие умения управлять своими движениями.
Фаза 3. Упражнения для улучшения концентрации внимания.
Фаза 4. Тренировка зрительного внимания.
Фаза 5. Преодоление импульсивности.
Фаза 6. Спортивные занятия как средство самодисциплины.
Слайд 54Старинное педагогическое правило гласит:
Простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается
неправильным
Слайд 55На заметку
Существует человек с собственной биографией, который определяет свою жизнь в
активном взаимодействии с окружающим миром и который
является субъектом своего развития. Подход к ребенку возможен только с позиции постижения его индивидуальности, его непохожести,
его особости, какой-бы она нам ни представлялась.