Слайд 1Организация специальных образовательных условий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Учитель -
логопед
Карсакова Наталья Дмитриевна
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
Слайд 2
Реализация права ребенка с ОВЗ на образование является одной из важнейших
задач государственной политики
Получение детьми с ОВЗ образования является важным условием успешной социализации, эффективной самореализации
Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей и психолого-педагогическое сопровождение является основной задачей в области реализации права на образование
Слайд 3
КОНТИНГЕНТ
:
ФЗ от 29. 12. 2012 №273 «Об образовании в РФ»
Статья 79.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Пункт 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
Определение
Аутизм – это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет
на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Слайд 5
Основные признаки аутизма
КОНТИНГЕНТ
Нарушение социального взаимодействия и интеракции, в результате которого социальное
развитие детей с аутизмом сильно отличается от социального развития нормотипичных детей.
Нарушение развития языковых и коммуникативных навыков.
Сопротивление переменам или стремление к однообразию, которое выражается в ригидности поведения, приверженности однажды заведенному порядку, моторных манеризмах, стереотипиях и др.
4. Манифестация в первые годы жизни.
Слайд 6
Основные принципы обучения
Принцип специального структурирования деятельности
Принцип осмысленности
Принцип вариативности
Принцип лаконичности и простоты
инструкций учителя
Принцип специального «усиленного» поощрения ребёнка
Слайд 7
Визуальное планирование
Матвей изучает визуальный план урока
Лев выполнил задание по математике и
готовится перенести соответствующую карточку в «сделано»
Слайд 8
Визуальное планирование
Визуальная подсказка: цифры из системы Нумикон дублируют цифры на часах
Визуальная
подсказка: вопросы к словам и словосочетаниям крупно написаны рядом с ними
Слайд 9
Визуальное планирование
Визуальная подсказка: последовательность действий при мытье рук изображена на картинках
Визуальная
подсказка: на картинках последовательно изображены предметы, участвующие в действиях при переодевании на урок физкультуры
Слайд 10
Специальное оборудование
Парты с перегородками и стулья для индивидуальных занятий
Когда необходимо?
В ресурсном
классе могут одновременно проводиться несколько индивидуальных занятий с детьми по разным программам. Каждая парта
предназначена для одного ученика
и его тьютора (инструктора).
Чем помогает (что дает)?
Перегородки позволяют создать
индивидуальную учебную зону для
каждого ученика. Дети меньше отвлекаются друг на друга.
Слайд 11
Специальное оборудование
Шумопоглощающие наушники
Когда необходимо ?
Многие дети с аутизмом сверх чувствительны к
посторонним шумам.
Это мешает им сосредоточится на учебе и не позволяет участвовать в совместной деятельности с другими детьми.
Чем помогает (что дает)?
Наушники заглушают резкие звуки и общий шум. При этом ребенок с надетые наушниками продолжает слышать обращенную к нему речь взрослых или сверстников.
Слайд 12
Специальное оборудование
Утяжелители
Чем помогает (что дает)?
Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные
или наколенные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время уроков и других занятий может уменьшить гиперактивность ребенка и помочь ему стать более усидчивым и более спокойным.
Слайд 13
Специальное оборудование
Нумикон
Чем помогает (что дает)?
Нумикон — это и методика, и набор
наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996 – 1998 годах, чтобы облегчить для детей изучение арифметики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей — способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая, и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.
Слайд 14
Специальное оборудование
Приспособления для жевания
Чем помогает (что дает)?
Приспособления (трубочки, пружинки и т.
п. ) для жевания сделаны специально для детей с особенностями развития. Их материалы совершенно безопасны, они легко моются, и даже достаточно большой ребенок не сможет их разгрызть или откусить кусок. Их конструкция направлена на максимальную оральную стимуляцию. Они могут заменить другие несъедобные предметы как альтернатива и необходимы для коррекции подобного поведения. Они также могут использоваться как дополнительное средство при коррекции у детей поведения, которые кусают себя или других. Кроме того, дополнительная оральная стимуляция помогает многим детям быть более сосредоточенными во время занятий.
Слайд 15
Специальное оборудование
Материалы для коммуникативной системы обмена карточками PECS
Когда необходимо
Некоторые дети с
аутизмом не пользуются устной речью. PECS — это одна из альтернативных систем коммуникации.
Чем помогает (что дает)?
Ребенок может сообщать о своих желаниях и потребностях, отвечать на вопросы учителя, передавать информацию.
Слайд 16
Специальное оборудование
Наклонные доски
Когда необходимо?
Детям с аутизмом часто бывает сложно воспринимать материал
на парте, так как они лучше просматривают информацию по вертикали, а не по горизонтали. Особенно часто такая проблема заметна во время письменных заданий, так как письмо в принципе связано с дополнительными трудностями для аутичных детей из-за проблем с мелкими движениями руки.
Чем помогает (что дает)?
Наклонная доска помогает сделать задание или лист для письма частично вертикальным. Ребенку проще просматривать весь лист и проще контролировать движения пишущей руки, соотнося их со зрительной информацией. Такая доска особенно полезна при обучении начальным навыкам письма.
Слайд 17
Специальное оборудование
Коммуникатор (планшет и приложение PECS IV+)
Когда необходимо?
Невербальные дети с аутизмом
часто пользуются PECS для общения с другим людьми. Когда словарный запас ребенка (количество используемых карточек) становится довольно большим и он начинает разговаривать не только со взрослыми, но и с другими детьми, использование бумажных карточек становится неудобным.
Чем помогает (что дает)?
Ребенок становится более мобильным. Увеличивается скорость общения. Он обретает реальный «голос». Становится более привлекательным как собеседник для других детей.
Слайд 18
Специальное оборудование
Таймеры
Когда необходимо?
Аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные
дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы.
Чем помогает (что дает)?
Визуальные таймеры, позволяющие представить время наглядно, незаменимы при обучении детей с аутизмом. Ребенок может понять, сколько он будет заниматься, когда закончится перемена или приятное занятие, сколько времени до конца урока осталось. Это предотвращает протесты и другое проблемное поведение и позволяет ребенку вести себя спокойнее. Кроме того, таймеры позволяют педагогам вести точные наблюдения за поведением (например, сколько времени ребенок не кричал) и поощрять его за хорошее поведение.
Слайд 19"Об Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в
современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение
качественного образования,
адаптированного к его
возможностям и
потребностям, найти
свое место в жизни и
реализовать свой
жизненный шанс и потенциал.