Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22«Орленок»
Развивающая предметно- пространственная среда
Подготовила воспитатель:
Бажина
Елена Алексеевна
Димитровград
2016
Слайд 2
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
(ФГОС ДО п.3.3.)
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 3Комментарии к ФГОС ДО
(раздел III п.3.1)
Развивающая предметно-пространственная среда-специфическое для каждой Программы
образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации(группы)
Образовательная среда- комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО(развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия
Слайд 4Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС п.3.3.2.)
- реализацию различных образовательных программ;
- при организации инклюзивного образования- необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей (ФГОС п. 3.3.3.)
Должна быть:
- Содержательно- насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной,
- Доступной,
- Безопасной
Слайд 5Насыщенность среды и трансформируемость пространства
Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей
и содержанию Программы
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
Слайд 6Полифункциональность материалов
Предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды
Предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 7Доступность среды
Предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды
Предполагает :
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Слайд 8
Организация самостоятельно определяет необходимые для реализации Программы:
(ФГОС ДО п. 3.3.5.)
- средства
обучения (в том числе технические)
- соответствующие материалы (в том числе расходные);
- игровое, спортивное, оздоровительное оборудование;
- инвентарь.
Слайд 10Рабочая зона
Рабочая зона располагается, где столы, стулья – зоны экспериментирования, центры
творчества, дидактические настольно-печатные игры, режиссерские игры.
Слайд 11Рабочая зона: развивающие, дидактические, настольно-печатные игры.
Слайд 12
Активная зона – игры с конструктором, сюжетно-ролевые игры, игры с двигательной
активностью.
Центр конструирования и ПДД
Слайд 13Рабочая зона: Центр познания и экспериментально-исследовательской деятельности
Слайд 14Центр музыкально-театрализованной деятельности
Слайд 17Активная зона: спортивный уголок
Слайд 18Спокойная зона – книжные уголки, диван, кресла, уголок уединения.