Слайд 1Организация проектной деятельности
в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ
сош
«Дружба»,г. Одинцово, учитель высшей категории
Галиева Фануза Хамидовна.
Слайд 2«Коли школа ставит целью давать только знания, она дает мизерно мало.
Вот почему она должна давать еще кое-что – это желание и умение самостоятельно добывать знания на протяжении всей своей жизни»
(Павел Петрович Блонский (1884-1941) - психолог и педагог.)
Слайд 3Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у
детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Слайд 4Актуальность темы:
Проектно – исследовательская деятельность:
- учит детей ставить и решать
проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования;
раскрывает личностные качества;
повышает самооценку, интерес к учебной деятельности;
помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях;
повышает адаптивные возможности и творчество.
Слайд 5Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских
умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Слайд 6Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных
при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе
Слайд 7Учебный проект это:
задание для учащихся,сформулирован-
ное в виде проблемы;
целенаправленная деятельность детей;
форма организации
взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 8Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это
его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Тема
Цель
Зада-
чи
Гипо-
теза
Инфор-
мация
Твор
ческий
про
дукт
Пре-
зен-
тация
Незабудка
Слайд 9 Учебный проект.
Проблема проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Методы и способы
Результат
«Почему?»
«Зачем?»
(мы делаем проект)
«Что?»
(для этого мы делаем)
«Как?»
(мы это можем делать)
«Что получилось?»
(как решение проблемы)
Актуальность проблемы -
мотивация
Целеполагание
Постановка задач
Выбор способов и
методов, планирование
Ожидаемый результат
Слайд 11Примерные темы проектов
Проекты моих учеников показались мне интересными.Учащиеся в 1 классе
выполнили проекты по темам: "Мой класс и моя школа", "Мои домашние питомцы", "Моя малая Родина","Моя семья","Жили-были буквы", "Наш класс-дружная семья", "Скороговорки", "Сказочная страничка", "Математика вокруг нас".
Слайд 13Из 5 разновидностей проектов в своей работе я использую практико-ориентированный, творческий,
информационный и ролевой проекты. В своей работе я люблю использовать средне-срочные проекты, применяла и мини — проекты: разрабатывала совместно с детьми дидактический материал для уроков русского языка и математики на уроках труда, составляли проект из природного материала для школьной выставки «Двор моей мечты», оформляли выставку рисунков для внеклассного мероприятия «Моя мама».
Слайд 14Каждая группа выполняла поисковую и оформительскую работу. В каждой группе есть
аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. В ходе работы над проектом дети (по группам):
· находили материал ;
· оформляли газету по теме;
· дети вместе с родителями делали фотографии;
В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой группой по мере необходимости.
Слайд 15Но, чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы
– карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть:
— выбрать тему
— подумать
— спросить у другого человека
— получить информацию из книг
— понаблюдать
— посмотреть по телевизору
— провести эксперимент
— обсудить в группе
— подведение итогов, оформление результатов
Слайд 16Также детьми были созданы проекты во внеурочной деятельности по темам:
«Почему
нужно мыть руки?», - победитель школьной НПК.
«Почему Красное море называется "Красное"?",
«Что такое сон?»
«Как сохранить зрение школьника?», - III место во Всероссийском конкурсе
«Загадочная плесень»,
«Как поднимается тесто?»,
«Как очистить воду в домашних условиях?»
Со своими проектными работами дети выступили на школьной научно-практической конференции, перед родителями и учащимися.
Слайд 18
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся
к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребнос
ти.Принимают в составе группы
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
Слайд 19– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
• цель и
задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе,
(или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
Слайд 20наблюдает,
контролирует.Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректиру
ет их
форму
лировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Слайд 212. Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных
действий и результатов, сроков и ответственных.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует
экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
•распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
Слайд 22Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта
и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
хранения и систематизации собранной информации;
• организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы
Презентации результа
тов проекта;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Слайд 23– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач
(обязанностей) между членами группы.
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Слайд 243. Осуществление деятельнос
ти по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
самостоятель
ная работа учащихся
по своим индивидуаль
ным или групповым задачам проекта.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
Слайд 25Промежуточ
ные обсуждения полученных данных в группах, на консультаци
ях (на уроках и/или
во внеурочное время).
4. Оформле
ние результа
тов
Цель – структурирование полученной информации и
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе.
Наблюдает,совету
ет.Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
Слайд 26интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
-формулирование выводов.
в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Слайд 275. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
–
подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на
Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
Слайд 28результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать,
вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве
Слайд 29обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном
моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Слайд 30эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других
групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Слайд 31Отмечу положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание чувства патриотизма, уважения к
людям живущим рядом.
2. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
3. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с од- ноклассниками, со взрослыми.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Изменения в отношениях между учащимися.
6. Поддержка проектной деятельности администрацией школы.
Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
1. пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил:
2. не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.
Слайд 32Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что
его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретали навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Мне кажется, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным.
Слайд 33Вывод:
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет
справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».
(Я.А. Каменский)