Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В
МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
МБДОУ «ЦРР – д/с №28»
Воспитатель: Бавдило Светлана Владимировна
Слайд 2
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние,
нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Слайд 3Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО
Образовательная среда
– совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Слайд 4РПП среда в младшем
дошкольном возрасте
Для детей этого возраста – достаточно
большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания
Слайд 5РПП среда в среднем
дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого
года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Слайд 6РПП среда в старшем
дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты
Слайд 7Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе
ПРОСТРАНСТВО;
ВРЕМЯ;
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
рабочая;
активная;
спокойная
Слайд 8Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
Слайд 9Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям
и содержанию программы
Слайд 10Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,
маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
Слайд 11Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От
меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Слайд 12Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек
для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
Слайд 13Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный
доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 14Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е.
на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Слайд 15Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям(развитие
речи и познавательное развитие) в свете требований ФГОС
Слайд 16ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
- ЦЕНТР ПРИРОДЫ
- центр патриотического воспитания
- центр дидактических и настольно-печатных игр
- центр экспериментирования
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- ЦЕНТР ПДД
- ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
- ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
- ЦЕНТР КНИГИ
- ЦЕНТР ТРУДА
Слайд 19ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 23ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Мой город
Моя страна
Слайд 24ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ и НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫХ ИГР
Слайд 25ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Опыт с водой (жидкая, переливается)
Слайд 26
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта
и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Спасибо за внимание!