Слайд 1
Данные об авторе
Караваева Ольга Леонидовна –
Воспитатель МКДОУ детский сад № 4
«Радуга» пгт Нема
2015г.
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2«
Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений
Махатма Ганди
Слайд 3Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема
Немского района
опыта работы
воспитателя МКДОУ детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема Ольги Леонидовны Караваевой.
Презентация
Слайд 4Развитие творческого воображения и мышления
Основной целью познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников является
развитие творческой, самостоятельной
личности
Развитие коммуникативных навыков
Обеспечение психологического благополучия здоровья детей
Развитие познавательных способностей
Задачи
развития
Слайд 5Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и
нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
Слайд 6
Согласно ФГОС дошкольного образования . Познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных
видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»
Слайд 7Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений
дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе..
Слайд 8
Знания привыкли передавать в основном через глаза и уши, но очень
бы хотелось, чтобы они приходили и через руки и деятельность.
Вхождением в науку через свои ощущения, опыт ребёнок сохраняет любознательность.
Но опыт или эксперимент не должны быть хоровыми, а индивидуальными, т.е. : «У тебя должно получиться то-то, а как решай сам».
Науки ведь потому и называются естественными, что в их основе лежит опыт, эксперимент, наблюдение.
Исследования, экспериментирование присутствует во всех видах совместной деятельности индивидуально или коллективно главное это всегда интересно, неожиданно, необычно и для ребёнка выполнимо , относительно быстро происходит и даёт результат.
Нельзя упрекать за неудачи, испорченный материал, а важно разобраться почему не получилось.
Важно выслушать и услышать ребёнка его мысли, мнение.
Слайд 9УСПЕШНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Работать по этой технологии может каждый,
так как это интересно и детям и взрослым.
Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет ( старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.
Слайд 10НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ:
Видеть проблемы;
Задавать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать
определение понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Умения и навыки проведения экспериментов;
Структурировать полученный в ходе исследований материал;
Делать выводы и умозаключения;
Доказывать и защищать свои идеи.
для этого предусмотрено много упражнений:
Слайд 111.ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ.
ПОД ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЯВНО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ, А ЧАЩЕ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ И
ЗАДАЧ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РАБОТЫ И ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ
КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.
«Смотреть на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.
Например: читаем рассказ: « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:
Ты просто гуляешь…
Ты водитель грузовика….
Ты ворона , сидящая на дереве….
Зайчик или лисичка в лесу….
Игра « Волшебные превращения»
На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?
Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д.
Слайд 122.ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
1.Можно специально потренироваться при помощи упражнения
«Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой?
(Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: « птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», « птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»
Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы , надо научиться размышляя, задавать вопросы.
Для этого используем слова:
Может быть….
Предположим ….
Допустим …
Возможно …
Что если …
ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…
Воробьи стали размером с орла
Люди уменьшились в несколько раз.
Слоны стали меньше кошки.
ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?
Слайд 133.ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ:
Подбираем и читаем стихотворение с большим количеством разных героев .
(Например стих Г.Комаровского и Г. Ладонщикова « У меня друзей немало….»)
Задание: задать вопросы каждому герою стихотворения = много типов вопросов:
установления сходства и различия; установления причинно-следственных связей
и др.
Слайд 144.НАБЛЮДАТЬ:
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
– ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.
1. Поставим перед детьми яркую игрушку или предмет, много деталей. Рассматриваем долго и спокойно. Затем предлагаем закрыть глаза. Затем убираем и просим детей вспомнить и назвать все детали.
2. Затем вместе вспомнить , что назвали, а что нет.
3. Нарисовать предмет по памяти. Парные картинки, содержащие различия.
4. Найти два одинаковых предмета.
5. Найти ошибки художника
Слайд 155.ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:
1. « Как люди смотрят на мир»:
На листе
бумаги(на доске) нарисовать несложные композиции из геометрических тел и линий не изображающих ничего конкретного. –«Что здесь изображено?».Выслушав всех - « Кто же прав?» – « Все правы по своему» – « Так как разные люди на мир смотрят по-разному».
2. «Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)
3. Скажите , на что похожи:
Узоры на ковре,
Очертания деревьев за окном,
4. Поиск предметов имеющих общие признаки:
Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные
…блестящие, синие, твёрдые.
Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Слайд 16ЧТО ДАЁТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает
нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.
Очень ценно то, что наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел...», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями.
Слайд 23Результативность:
Повышение уровня восприятия.
Повышение качества мыслительной деятельности.
Повышение интереса к содержанию деятельности.
Слайд 24Использовать в работе моделирование и проектирование
Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами
Дальнейшее
развитие
условий для познавательно исследовательской деятельности
Открыть работу кружка «Юный исследователь»
Перспективы: