Презентация, доклад опыта работы Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Содержание

« Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений

Слайд 1
Данные об авторе
Караваева Ольга Леонидовна –
Воспитатель МКДОУ детский сад № 4

«Радуга» пгт Нема
2015г.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста


Данные об автореКараваева Ольга Леонидовна –Воспитатель МКДОУ детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема2015г.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего

Слайд 2«
Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений


Махатма Ганди

«     Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений

Слайд 3Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема

Немского района






опыта работы
воспитателя МКДОУ детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема Ольги Леонидовны Караваевой.


Презентация

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Радуга» пгт Нема Немского района

Слайд 4Развитие творческого воображения и мышления





Основной целью познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников является
развитие творческой, самостоятельной


личности

Развитие коммуникативных навыков

Обеспечение психологического благополучия здоровья детей

Развитие познавательных способностей

Задачи
развития

Развитие творческого воображения и мышленияОсновной целью познавательно-исследовательской деятельностидошкольников являетсяразвитие творческой, самостоятельной личностиРазвитие коммуникативных навыковОбеспечение психологического благополучия здоровья

Слайд 5Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и

нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в

Слайд 6

Согласно ФГОС дошкольного образования . Познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных

видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»
Согласно ФГОС дошкольного образования . Познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области

Слайд 7Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений

дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе..
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник

Слайд 8
Знания привыкли передавать в основном через глаза и уши, но очень

бы хотелось, чтобы они приходили и через руки и деятельность.

Вхождением в науку через свои ощущения, опыт ребёнок сохраняет любознательность.
Но опыт или эксперимент не должны быть хоровыми, а индивидуальными, т.е. : «У тебя должно получиться то-то, а как решай сам».
Науки ведь потому и называются естественными, что в их основе лежит опыт, эксперимент, наблюдение.
Исследования, экспериментирование присутствует во всех видах совместной деятельности индивидуально или коллективно главное это всегда интересно, неожиданно, необычно и для ребёнка выполнимо , относительно быстро происходит и даёт результат.
Нельзя упрекать за неудачи, испорченный материал, а важно разобраться почему не получилось.
Важно выслушать и услышать ребёнка его мысли, мнение.
Знания привыкли передавать в основном через глаза и уши, но очень бы хотелось, чтобы они приходили и

Слайд 9УСПЕШНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Работать по этой технологии может каждый,

так как это интересно и детям и взрослым.
Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет ( старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.


УСПЕШНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям

Слайд 10НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ:
Видеть проблемы;
Задавать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать

определение понятиям;  
Классифицировать;
Наблюдать;  
Умения и навыки проведения экспериментов;  
Структурировать полученный в ходе исследований материал;  
Делать выводы и умозаключения;
Доказывать и защищать свои идеи.

для этого предусмотрено много упражнений:

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ:Видеть проблемы; Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определение понятиям;  Классифицировать; Наблюдать;  Умения и

Слайд 111.ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ.
ПОД ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЯВНО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ, А ЧАЩЕ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ И

ЗАДАЧ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РАБОТЫ И ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ
КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.
«Смотреть на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.
Например: читаем рассказ: « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:

Ты просто гуляешь…
Ты водитель грузовика….
Ты ворона , сидящая на дереве….
Зайчик или лисичка в лесу….
Игра « Волшебные превращения» 
На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?
Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д.

1.ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ.	ПОД ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЯВНО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ, А ЧАЩЕ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РАБОТЫ И

Слайд 122.ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
1.Можно специально потренироваться при помощи упражнения
 

«Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой?
  (Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: « птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», « птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»
 Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы , надо научиться размышляя, задавать вопросы.
  Для этого используем слова:
Может быть….
Предположим ….
Допустим …
Возможно …
Что если …
  ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…
Воробьи стали размером с орла  
Люди уменьшились в несколько раз.  
Слоны стали меньше кошки.

ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?
2.ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.	1.Можно специально потренироваться при помощи упражнения         «Давайте вместе

Слайд 133.ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ:
Подбираем и читаем стихотворение с большим количеством разных героев .


(Например стих Г.Комаровского и Г. Ладонщикова « У меня друзей немало….»)

Задание: задать вопросы каждому герою стихотворения = много типов вопросов:
установления сходства и различия; установления причинно-следственных связей
и др.
3.ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ:	Подбираем и читаем стихотворение с большим количеством разных героев . 	(Например стих Г.Комаровского и Г. Ладонщикова

Слайд 144.НАБЛЮДАТЬ:
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

– ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.
 1. Поставим перед детьми яркую игрушку или предмет, много деталей. Рассматриваем долго и спокойно. Затем предлагаем закрыть глаза. Затем убираем и просим детей вспомнить и назвать все детали.
2. Затем вместе вспомнить , что назвали, а что нет.
3. Нарисовать предмет по памяти. Парные картинки, содержащие различия.
4. Найти два одинаковых предмета.
5. Найти ошибки художника
 
4.НАБЛЮДАТЬ:	САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ. 1.

Слайд 155.ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:
1. « Как люди смотрят на мир»:
На листе

бумаги(на доске) нарисовать несложные композиции из геометрических тел и линий не изображающих ничего конкретного. –«Что здесь изображено?».Выслушав всех - « Кто же прав?» – « Все правы по своему» – « Так как разные люди на мир смотрят по-разному».
 
2. «Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)
 
3. Скажите , на что похожи:

Узоры на ковре,
Очертания деревьев за окном,

4. Поиск предметов имеющих общие признаки:

Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные
…блестящие, синие, твёрдые.

Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
5.ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:1.	« Как люди смотрят на мир»: 	На листе бумаги(на доске) нарисовать несложные композиции из

Слайд 16ЧТО ДАЁТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает

нерешительность и неуверенность в себе.
 
У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.

Очень ценно то, что наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел...», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями.
 

ЧТО ДАЁТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.  У

Слайд 17ВСЁ ИНТЕРЕСНО НАМ УЗНАТЬ

ВСЁ ИНТЕРЕСНО НАМ УЗНАТЬ

Слайд 23Результативность:
Повышение уровня восприятия.
Повышение качества мыслительной деятельности.
Повышение интереса к содержанию деятельности.

Результативность:Повышение уровня восприятия.Повышение качества мыслительной деятельности.Повышение интереса к содержанию деятельности.

Слайд 24Использовать в работе моделирование и проектирование
Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами




Дальнейшее

развитие
условий для познавательно исследовательской деятельности

Открыть работу кружка «Юный исследователь»

Перспективы:

Использовать в работе моделирование и проектирование Пополнение уголка экспериментирования новыми материаламиДальнейшее развитие условий для познавательно исследовательской деятельностиОткрыть

Слайд 25
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть