Презентация, доклад опыта работы по теме Системно-деятельностный подход в ДОО. Экспериментально-опытническая деятельность старших дошкольников

Содержание

Введение.С приходом в жизнь детского сада ФГОС ДО перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Системно- деятельностный

Слайд 1Системно-деятельностный подход в ДОО.
Презентация системы работы
воспитателя высшей
квалификационной категории
МКДОУ «Детский

сад №6 «Берёзка»
п. Медвеженский
Мироновой Нины Викторовны
Тема:
«Экспериментально-опытническая деятельность старших дошкольников».
Системно-деятельностный подход в ДОО.  Презентация системы работывоспитателя высшей квалификационной категорииМКДОУ «Детский сад №6 «Берёзка»п. МедвеженскийМироновой Нины

Слайд 2
Введение.
С приходом в жизнь детского сада ФГОС ДО перед педагогом ставятся

задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Он обеспечивает активную познавательную деятельность детей, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Введение.С приходом в жизнь детского сада ФГОС ДО  перед педагогом ставятся задачи организации  воспитательно

Слайд 3

Именно в действии рождается знание.
Основная цель системно - деятельностного подхода

в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого педагог ставит ряд вопросов:
какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Именно в действии рождается знание. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям,

Слайд 4
Актуальность.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого

внимания заслуживает детское экспериментирование. Этот вид деятельности, как никакой другой, соответствует принципам системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании дошкольников, имеет огромный развивающий потенциал.
Дети дошкольного возраста ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно всё в окружающем мире, который они только начинают открывать. В доступной форме объяснить ребёнку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.
Актуальность.  Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Этот

Слайд 5

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он

даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как нельзя лучше, соответствует этим возрастным особенностям. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о

Слайд 6

Зачем вводить детское экспериментирование в ДОО?

Во-первых, у детей появляется контакт с

предметами, что позволяет понять их качества, свойства.
Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает ещё большую любознательность, открывает для ребёнка новый мир, полный чудес и загадок.
В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы.
И, главное, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, положительно влияет на их самооценку.














Зачем вводить детское экспериментирование в ДОО?Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет

Слайд 7

Основные принципы
организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания

и обучения.
Индивидуализация и гуманизация образования.
Природосообразность — акцент на психолого-
возрастные особенности дошкольников.
Целостность и системность обучающего процесса.
Взаимодействие трех факторов: детский сад,
семья, общество.
Основные принципы организации детского экспериментирования:Связь теории с практикой.Развивающий характер воспитания и обучения.Индивидуализация и

Слайд 8

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В детском саду создается мини-лаборатория

для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными
способами познания способствует развитию активной, самостоятельной,
творческой личности.
Лаборатория создается для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольниковВ детском саду создается мини-лаборатория для проведения экспериментов.

Слайд 9

Методическая литература

Методическая литература

Слайд 10Неживая природа
Проект старшей группы
МКДОУ «Детский сад№6 «Берёзка»


Неживая природаПроект старшей группыМКДОУ «Детский сад№6 «Берёзка»

Слайд 11

Тип проекта. Исследовательский, познавательно - творческий.
Сроки. Долгосрочный,
с 01.

09. 2015 года по 31. 05. 2016 года.
Руководитель проекта. Воспитатель Миронова Н.В.
Участники проекта. Воспитатель, дети и родители старшей группы.
Продукт проектной деятельности.
Презентация проекта «Неживая природа».
Совместная экспериментально-опытническая деятельность детей и родителей по определению свойств объектов неживой природы.
Фотовыставка «Портрет воды».
 
Тип проекта.  Исследовательский, познавательно - творческий.Сроки. Долгосрочный, с 01. 09. 2015 года

Слайд 12 Цель.
Определение, систематизация и реализация на практике оптимальных психолого-педагогических условий для

познавательного развития детей в процессе экспериментально-опытнической деятельности с использованием проектной технологии.



Цель.  Определение, систематизация и реализация на практике оптимальных психолого-педагогических условий для познавательного

Слайд 13
Задачи.
Самообразование.
Изучить существующие технологии развивающего обучения с применением методов проектной деятельности

и внедрить в педагогическую практику наиболее эффективные и актуальные.
Работа с детьми.
Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Выведение детей на более высокий уровень познавательной активности.
Развитие мышления, речи: рассуждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отбор способов проверки, достижение результатов, их интерпретация и применение в деятельности.
Содействие личностному росту, уверенности детей в своих силах посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, при активной поддержке педагога.
Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формирование навыков следования правилам техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Задачи.Самообразование.Изучить существующие технологии развивающего обучения с применением методов

Слайд 14















Работа с родителями.
Расширить и активизировать различные способы общения с семьей по вопросам развития детей; повысить заинтересованность родителей в проблеме познавательного развития, в экспериментировании в домашних условиях, пополнении семейной библиотеки энциклопедической, научно-популярной литературой, участии в совместных мероприятиях с детьми.
Работа с воспитателями.
Познакомить с различными концепциями проектной деятельности и обобщить опыт по данному направлению. Презентовать опыт работы среди педагогов ДОО по познавательному развитию с помощью проектной деятельности с учётом системно-деятельностного подхода. Пополнить научно – методологическую базу ДОО по данному методу. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.


Слайд 15 Предполагаемые результаты
Работа над проектом «Неживая природа» дала детям реальные представления

об изучаемых объектах и явлениях окружающего мира.
Расширились представления об объектах неживой природы и их свойствах, о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей.
Появились навыки планирования своей деятельности, умение делать выводы.
Сформировались навыки сотрудничества и такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
В процессе наблюдений, в ходе проведения опытов и экспериментов обогатилась память детей, их речь, активизировались мыслительные процессы, появился интерес к изучению окружающего мира, стремление к получению новых знаний.
Дети научились совершать элементарные поисковые действия: видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определение понятий, классифицируют, наблюдают, доказывают и защищают свои идеи, обнаруживают готовность к решению проблемных задач.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, возросло их желание участвовать в воспитательно-образовательном процессе, заинтересованность в проблеме познавательного развития детей.




















Предполагаемые результаты   Работа над проектом «Неживая природа» дала детям реальные представления об изучаемых

Слайд 16

Трудности.
Требуется изучение новой методической литературы, изданной с учётом требований ФГОС.
Создание

лаборатории – требует финансовых затрат, а также дополнительного места для размещения в группе.
Очень труден этап лабораторных записей, дети не любят записывать.
Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
Планирование работы.
Планирование занятий.
Слабая заинтересованность данной темой со стороны коллег-педагогов и родителей воспитанников.
Трудности.Требуется изучение новой методической литературы, изданной с учётом требований ФГОС.Создание лаборатории – требует

Слайд 17















Содержание экспериментально-опытнической деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Организованная образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей разработан перспективный план проведения опытов и экспериментов (проводится с детьми  1-2 раза в месяц).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, игра, труд, художественное творчество). С учётом интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в мини-лаборатории, сюжетно-ролевые игры).
 4. Совместная работа с родителями (участие родителей в различных исследовательских проектах, консультирование родителей по проблеме организации опытов и экспериментов дома).


Слайд 18

 Примерный алгоритм подготовки
и проведения занятия – экспериментирования
Предварительная работа (экскурсия,

наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия – экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
Предварительная исследовательская работа в мини – лаборатории с использованием оборудования, учебных пособий.

 Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия – экспериментированияПредварительная работа (экскурсия, наблюдения, беседы, чтение,

Слайд 19

Структура занятия – экспериментирования
Постановка исследовательской задачи (при

педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
Наблюдение результатов эксперимента.
Фиксирование результатов эксперимента.
Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

















 

Структура занятия – экспериментированияПостановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в

Слайд 20
ООД «Опыты по изучению свойств воздуха»

ООД «Опыты по изучению свойств воздуха»

Слайд 21
ООД «Водяные следопыты»

ООД «Водяные следопыты»

Слайд 22
ООД «Знакомство с каменным углём и мелом»

ООД «Знакомство с каменным углём и мелом»

Слайд 23
ООД «Эти удивительные камни»

ООД «Эти удивительные камни»

Слайд 24
ООД «Свойства льда»

ООД «Свойства льда»

Слайд 25 Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности




















Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности

Слайд 26 Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности




















Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности

Слайд 27 Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности




















Критерии оценки уровня сформированности экспериментально-опытнической деятельности

Слайд 28 Показатели овладения детьми экспериментально-опытнической деятельностью




Начало проекта Окончание проекта

















Показатели овладения детьми  экспериментально-опытнической деятельностью

Слайд 29 Публикации по теме проекта.




















Публикации по теме проекта.

Слайд 30 Итог реализации проекта. Педсовет.





















Проведён педсовет
на тему «Экспериментально-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста»
по результатам работы по самообразованию за учебный год.

Итог реализации проекта. Педсовет.

Слайд 31Научно-практическая конференция


«Технологии системно-деятельностного подхода
в условиях

реализации ФГОС» (20-21 октября 2016 года)

Учреждена лабораториями Волгоградского
научно-образовательного центра Российской академии
образования (ВНОЦ РАО),
организована
Международной академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки.

Научно-практическая конференция    «Технологии системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС» (20-21 октября 2016 года)Учреждена лабораториями

Слайд 32 Перспективы развития опыта
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия

превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им
окружающего мира.












Перспективы развития опыта Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Слайд 33 Перспективы развития опыта
ФГОС ДО выдвигает требования, согласно которым выпускник

ДОО сегодня должен обладать такими качествами, как любознательность и активность. Экспериментально-опытническая деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Работать по этой методике может каждый, так как это
интересно и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то
делает с 5 лет, а готовить ребёнка к этой деятельности
можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители, и педагоги.
Важно, чтобы была создана соответствующая предметно-развивающая среда, атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой,
индивидуально.











Перспективы развития опыта   ФГОС ДО выдвигает требования, согласно которым выпускник ДОО сегодня должен обладать

Слайд 34

Гальцова Е.А. «Дошколятам досуг – лучший друг», Учитель, Волгоград, 2008.
Дыбина О.

Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Аркти, Москва, 2001.
Журнал «Колокольчик» (Санкт – Петербург) №52.
Журналы «Музыкальный руководитель».
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие. Издание второе – М., Центр педагогического образования, 2008.
Молодова Л.П. «Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников», Асар, Минск, 2001.
Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н. В. Пищева. - СПб.: 000 Издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - пособие для руководителей и практических работников ДОУ, Аркти, 2005.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Детство-пресс, Санкт – Петербург, 2008.














Использованная литература

Гальцова Е.А. «Дошколятам досуг – лучший друг», Учитель, Волгоград, 2008.Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий

Слайд 35
•Презентация «Атлас чудес» http://viki.rdf.ru/item/1663/
•Воробьёва Е.А. Статья по теме «Значение совместной

деятельности родителей и детей в детском саду» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/21/znachenie-sovmestnoy-deyatelnosti-roditeley-i-detey
•Времена года в картинках http://viki.rdf.ru/item/3736/
•Дидактическая игра «Какая бывает погода» http://viki.rdf.ru/item/3678/
•Дидактическая игра «Четвёртый лишний» http://viki.rdf.ru/item/2250/
•Презентация «Путешествие за полезными советами» (неживая природа) http://viki.rdf.ru/item/3336/
•Игра-беседа о временах года «Интересно, что ты скажешь?» http://viki.rdf.ru/item/3122/
•Роль воды в жизни человека http://viki.rdf.ru/item/3839/
•Презентация «Загадки воды» http://viki.rdf.ru/item/1844/
•Презентация «Волшебница вода» http://viki.rdf.ru/item/1612/
•Презентация «Про воздух» (опыты) http://viki.rdf.ru/item/3579/
•Презентация «Где спрятался воздух» http://viki.rdf.ru/item/2918/
•Презентация «Увлекательная астрономия» http://viki.rdf.ru/item/3231/
•Презентация «Космическое путешествие Незнайки» http://viki.rdf.ru/item/2308/
















Интернет-ресурсы

•Презентация «Атлас чудес» http://viki.rdf.ru/item/1663/ •Воробьёва Е.А. Статья по теме «Значение совместной деятельности родителей и детей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть