Слайд 1*
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2010»
Защита опыта работы учителя начальных классов МОУ
Ленинской СОШ
Овод Татьяны Викторовны
Квалификационная категория – вторая.
Слайд 2ТЕМА ОПЫТА:
*
«Формирование орфографической
зоркости у младших школьников»
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
*
Широкое внедрение в учебный процесс новых форм и средств обучения,
которые позволят учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность
Слайд 4Цель:
*
Сформировать у учащихся орфографические навыки
Повысить уровень знаний, умений и навыков посредством
использования новых форм и средств обучения
Слайд 5Задачи:
*
Развитие орфографических навыков
Вооружение учащихся знаниями, способствующими научить их вести наблюдение, творчески
мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения
Повышение уровня обученности учащихся за счет индивидуального продвижения и применения новых форм и методов обучения
Воспитание любви к русскому языку
Слайд 6*
Язык народа – это не просто система знаков, средство общения и
информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
Слайд 7*
Две ступени орфографических действий:
постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
ее решение (выбор письменного
знака в соответствии с правилом)
Слайд 8*
Задача учителя –
научить видеть орфограмму, научить думать при письме
Слайд 9*
ФАКТОРЫ:
Зрительный
2. Слуховой
3. Рукодвигательный
Слайд 10*
никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.
Золотое
правило ученика:
Слайд 11*
П Р И Е М Ы:
а) письмо с пропусками «дырками» -
не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;
б) опорные схемы;
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Слайд 12*
С Х Е М А
Весной лес оживает е
ои е
Весело щебечут птицы ое еу ы
Из берлоги вылезает сонный медведь з ие ее ед
Слайд 13*
а)письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси
у учителя, справься в словаре;
б) опорные схемы;
в) алгоритмы;
г) сигнальные карточки;
д) «диктант» с обоснованием;
е) есть прием, заставляющий думать над написанием.
П Р И Е М Ы :
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Слайд 14*
СЛУХОВОЙ ФАКТОР
И Г Р Ы:
«Найди опасное место»
«Светофор»
Слайд 15*
ПРОГОВАРИВАНИЕ
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»
Текучев А.В.
Слайд 16*
Этапы словарной работы:
Семантизация слова.
Актуализация слова.
Использование слова в речи.
Слайд 17*
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ -
помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой
применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся.
Слайд 18*
Способы толкования слова:
наглядный;
контекстуальный;
способ постановки синонимов;
логическое определение;
развернутое описание;
подбор антонимов;
анализ морфологической структуры слова;
словообразование.
Слайд 19*
Основные этапы активизации словаря:
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа на орфоэпией и орфографией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
Слайд 20*
ИГРЫ:
1. «Кто больше напишет слов»
например:
Верный – преданный, постоянный,
неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
Слайд 21*
2. Игра «Наоборотки».
3. Диктант – игра «Запоминайка»
одлодлодл
Чуткий – нечуткий
Внимательный – невнимательный.
4.
Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»
обЕжать - обИжать
примЕрять – примИрять
полАскать – полОскать
посЕдел- посИдел
Слайд 22*
5.Игра « Как назвать одним словом?»
6.Расшифруйте слова.
а)замените одним словом:
2,6,18,7,9,1
(береза) 12,13,7,15 ( клен)
16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень)
б) расшифруйте слова:
18,16,9,1 (роза)
1,19,20,18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы
Слайд 23*
7. Запишите слова с безударной гласной Я:
Монета в пять копеек
(пятак),( пять)
Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)
Школьная отметка (пятерка)
Детская игра (пятнашки), ( пятна)
Слайд 24*
Трактор шумел, как ... .
На солнце засверкали ягоды земляники, словно
... .
Слайд 25*
«К о р а б л и к»
По горизонтали:
1.Растут
на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)
2.Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)
3.Вот …. тучи нагоняя… (север)
4.Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес)
5.Большие дети, берите… (билетик)
По вертикали:
1.Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)
3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)
6.Честь….. береги свято. (солдата).
7.Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)
Слайд 27*
Орфографушка
Орфограммушки
Орфограммушки
Слайд 28*
школа
домик
дошкольник
пришкольный
школяр
школьник
Корень слова
дошкольный
школьник
Корень рода
прадед Иванова
бабушка
дедушка
папа
мама
Сам Иванов
ДЕРЕВО
Слайд 32*
Признаки предложения:
наша речь состоит из предложений;
предложение состоит из слов;
слова в
предложении связаны между собой;
предложение выражает законченную мысль;
каждое предложение произносится с особой интонацией.
Слайд 33*
Компоненты:
Мотивационно - ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач
с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.
Содержательно- операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.
Слайд 34*
Задание
Подбери все проверочные слова к слову М…лчаливый-………
молча, молчать, примолк, молчун
Укажи буквы,
которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)
П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра
Слайд 35Результативность моего метода
Достижения учащихся 1 в класса по чтению МОУ Ленинской
СОШ на начало 2 полугодия 2008-09 учебного года
Достижения учащихся 1 в класса по письму МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2008-09 учебного года
*
Слайд 36Достижения учащихся 2 в класса по чтению МОУ Ленинской СОШ на
начало 2 полугодия 2009-10 учебного года
Достижения учащихся 2 в класса по русскому языку МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2009-10 учебного года
*
Слайд 37*
Спасибо за внимание!
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной
работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл»