Презентация, доклад : Обследование строения артикуляционного аппарата

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: - отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт;- наличие

Слайд 1Обследование строения артикуляционного аппарата






Подготовила: студентка 3 курса,
группы ЗФ309-101-3-1Т
Мельникова А.Р
Проверила:

Николаева Л.М.
Обследование строения артикуляционного аппаратаПодготовила: студентка 3 курса, группы ЗФ309-101-3-1Т Мельникова А.РПроверила: Николаева Л.М.

Слайд 2Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной

функции.

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое:
- отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт;
- наличие слюнотечения;
- характер линии губ и плотность их смыкания;
- имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с

Слайд 3После изучения переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого

необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)
Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

После изучения переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты

Слайд 4Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
Подъязычная уздечка (короткая, натянутая,

приращенная, норма)
Маленький язычок:( отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону)
Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное или с отклонениями.
Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)Маленький язычок:( отсутствует, укорочен, раздвоен,

Слайд 52.Обследование моторики
артикуляционного аппарата.
Все задания должны проводиться при многократном повторении

требуемого движения.
Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу: а) сомкнуть губы; б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы; ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю; з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движения не удается. 
2.Обследование моторики  артикуляционного аппарата.Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения.Исследование двигательной функции губ по

Слайд 62. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем

по словесной инструкции:
а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции:
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции:  а) широко

Слайд 7 г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; д) оттопырить правую, затем

левую щеку языком; е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; ж) движения языком вперед-назад Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается.
4 Исследование двигательной функции мягкого неба:
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; е) поднять

Слайд 8 в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно

подуть так, как будто задувается пламя свечи Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается.
5. Исследование продолжительности и силы выдоха:
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).  

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя

Слайд 93 Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
Все предъявляемые пробы вначале проводятся

по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений:
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу 3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку 5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА
Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
3 Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной

Слайд 104. Обследование мимической мускулатуры.
1.Исследование объема и качества движений мышц лба:

а) нахмурить брови; б) поднять брови; в) наморщить лоб Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и
т. д.); движение не удается.
2. Исследование объема и качества движений глаз:
а) легко сомкнуть веки; б) плотно сомкнуть веки; в) закрыть правый глаз, затем левый; г) подмигнуть Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения.
3.Исследование объема и качества движений мышц щек:
а) надуть левую щеку; б) надуть правую щеку; в) надуть обе щеки одновременно Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека
4. Обследование мимической мускулатуры.1.Исследование объема и качества движений мышц лба:   а) нахмурить брови; б) поднять

Слайд 114. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:
Выразить мимикой лица: а) удивление; б)

радость; в) испуг; г) грусть; д) сердитое лицо Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая.
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции а) свист; б) поцелуй; в) улыбка; г) оскал; д) плевок; е) цоканье Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается.
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:Выразить мимикой лица: а) удивление; б) радость; в) испуг; г)

Слайд 12Таким образом, грамотно проведенное обследование артикуляционного аппарата поможет составить полное представление

обо всех имеющихся у ребенка недостатках и составить план коррекционно – развивающих мероприятий по их устранению, неотъемлемой частью которого будет проведение зондового массажа.
Таким образом, грамотно проведенное обследование артикуляционного аппарата поможет составить полное представление обо всех имеющихся у ребенка недостатках

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть