Слайд 1«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечинию достижения новых образовательных результатов со
старшими дошкольниками в духовно-нравственном воспитании через народные обычаи и традиции»
ГБОУ СОШ №8 СП Детский сад № 4 г.о. Отрадный, Самарской области
Слайд 2 Анализ ситуации:
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны,
если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Слайд 3Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной
культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Слайд 4Задачи проекта:
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое
дорожит своим прошлым, как достоянием.
Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха»;
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки и др.);
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Слайд 5Объект исследования:
русские народные календарные праздники
Слайд 6Направления проекта
В центрах художественной деятельности
В центрах музыкального развития
В центрах познавательного развития
В
центрах игровой деятельности
Слайд 7Технология проектирования
Позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога. В основе
проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли ,фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством метода проекта формирует познавательные мотивы.
Слайд 8Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Знание детьми устного народного творчества,
песен, декоративно – прикладного искусства народа.
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Приобщение к национальной русской культуре на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с предметами которые можно трогать.
Слайд 9Система работы по проекту
Центр познавательного развития:
Занятия:
«В гостях у хозяйки»
«Как на Руси
весну встречали»
«Как на святки в вечерок девицы гадали»
«Собран с поля урожай…»
«Традиции и обряды русского народа»
Совместная деятельность:
наблюдения за изменениями в природе
создание уголка «Народной игрушки»
Беседы:
« Что нам осень принесла»
« Рождественские святки»
«Праздник масленицы»
«Пасхальные атрибуты»
Слайд 10Центр игровой деятельности
Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог»,
«Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Слайд 11Центр художественной деятельности
Рисование
« Осенняя березка»
«Праздник у зверят, рождество в лесу»
«Солнышко –
колоколнышко»
«Масленица – барыня!»
«Пасхальное яйцо»
« Во поле береза стояла»
Аппликация:
«Летят перелётные птицы»
«Игрушки для зверят на рождество»
«Барышня на масленице»
Лепка:
«Пасхальный кулич»
«Дымковский козлик на ярмарке»
«Овощи с грядки»
«Блинчики для зайчат»
Ручной труд:
«Кукла из тряпочек»
«Рождественские подарки»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
«Барышня Осень-выставка поделок из овощей»
«Пасхальные куличи и яйца»
«Масленица-кривошейка»
«Зимняя фантазия»
Слайд 12Выставки совместного творчества детей и родителей:
«Барышня Осень-выставка поделок из овощей»
«Пасхальные куличи
и яйца»
«Масленица-кривошейка»
«Зимняя фантазия»
Слайд 13Центр музыкального развития:
Музыкальные занятия
Совместная деятельность:
Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
Игра на
шумовых народных инструментах.
Развлечения:
«Осенины»
«Рождественские колядки»
«Масленица»
«Вот и лето к нам пришло!»
Слайд 14
Диагностический инструментарий
Критерии мониторинга
Иметь представления:
о русской печке, её назначении, приспособлениях: ухват,
кочерга, деревянная лопата, помело;
народной игрушке («кукле-закрутке», матрешке); игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской);
видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов;
народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, их традициях;
народных подвижных играх («Салки-догонялки», «Пятнашки», «Жаворонок»);
о шумовых народных инструментах (трещотки, деревянные ложки);
о народном фольклоре (попевки, частушки, заклички, колядки, хороводы)
Слайд 16 Результаты проекта
создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде
«Уголка народной игрушки»,в котором собраны разные виды игрушек, в которые играли наши предки
сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.