Слайд 1Обучение решению задач учащихся начальной школы
по системе
укрупнения дидактической единицы
Учитель
Почтовской школы
Рымарь
Елена Алексеевна
Слайд 9Задачи на нахождение суммы и увеличение на несколько единиц
Слайд 12Цель данного исследования:
внедрение и апробация методики укрупнения дидактической единицы (УДЕ) по
формированию умений младших школьников решать простые задачи в условиях традиционной школы.
Слайд 13Задачи исследования:
Изучение методической литературы по данной проблеме.
Исследование уровня подготовленности и возможностей
формирования умений решения простых задач по методике УДЕ у учащихся экспериментального класса.
Разработка конспектов уроков по обучению младших школьников решению простых задач с использованием методической системы УДЕ.
Апробация намеченных форм работы и исследование их влияния на совершенствование умений решения простых задач.
Слайд 14Методическая основа:
концепция развивающего обучения (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев), концепция традиционного обучения (М.В.Богданович, Л.П.Кочина,
Н.П.Листопад, М.А.Бантова, М.И.Моро, А.М.Пышкало).
Слайд 15Понятие укрупнения дидактической единицы
Укрупнение дидактических единиц – это специфическое отображение в
дидактике объективной тенденции всей современной науки к интеграции знаний, ведущей к углублению обобщения в познавательных процессах и способствующей освоению людьми возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время.
Слайд 16Замкнутая система связей,
соединяющих три задачи I цикла:
Слайд 17Замкнутая система связей,
соединяющих три задачи II цикла:
Слайд 18Замкнутая система связей,
соединяющих три задачи III цикла:
Во ? раз
Слайд 19Принцип укрупнения дидактических единиц в обучении математике реализуется следующим образом:
совместное и
одновременное изучение взаимосвязанных задач (действий, преобразований);
широкое использование метода обратной задачи;
применение так называемых деформированных упражнений;
укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учащимися новых знаний (и решения их), информационно связанных с первоначальными;
одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах (рисуночный, цифровой, символический и словесный).
Слайд 20Всё разнообразие простых задач на умножение и деление представлено в виде
трёх циклов, по три задачи в каждом цикле:
Слайд 23Анализ деятельности детей и внедрение в практику нетрадиционных форм обучения
Работа в
группах
Слайд 24Анализ деятельности детей и внедрение в практику нетрадиционных форм обучения
Урок-сказка
Слайд 25Обобщение результатов
1-А экспериментальный
1-Б контрольный
Слайд 26Выводы
Вначале апробации возникли трудности, связанные с изложением материала большими порциями (блоками)
с элементами творчества, так как:
учащиеся недостаточно подготовлены были к подобному изложению материла (где отсутствует готовый для запоминания материал, нет типизации задач), потому как привыкли к подробному, последовательному разъяснению (изложению) материала;
учащиеся были недостаточно подготовлены к своеобразной методике нетрадиционного подхода: изучение материала большими порциями с элементами творчества (материал даётся ещё не в готовом виде, где новые задания открываются ребёнком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивая активную познавательную деятельность и прочное усвоение знаний), что отличает от стандартного изложения, где больше времени уделяется разъяснению одного вида простых задач (формированию умений и навыков решать один из видов простых задач);
недостаточно времени было уделено формированию умений решать простые задачи данных видов;
несоответствие содержания учебных пособий (учебников) с нетрадиционной методикой преподавания материала;
отсутствие системности в изучении материла нетрадиционным способом.
Слайд 28Результаты
В результате апробации предложенных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся при обучении
решению задач отмечено повышение познавательной активности, нестандартного мышления, воображения и интереса к решению задач учеников экспериментальных классов при решении проблемных ситуаций.
Слайд 29Выводы
Для углубления понимания детьми структурных особенностей задач важно рассмотрение различных вариантов
решений задач, систематическое составление задач самими учениками и упражнения в различных преобразованиях задач. Всё это в значительной мере способствует и математическому, и общему развитию детей.
С этих позиций и следует подходить к каждой задаче, решаемой детьми. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждая задача стала наиболее разносторонним источником знаний и представлений, давала бы наиболее полный поток информации, поступающей в мозг ученика. Отсюда следует, что не нужно предлагать ребёнку решать как можно больше задач – это не самый короткий путь и не самый совершенный. Значительно целесообразнее ориентировать ученика на то, чтобы при решении задачи он почерпнул из неё всевозможные сведения, способствующие его развитию, его продвижению вперёд по пути совершенствования мышления, по пути овладения новыми знаниями.
Слайд 30Обучение младших школьников простым задачам по методике развивающего обучения Эрдниева П.
М.
Противопоставление задач на нахождение суммы и разности.
Слайд 31Обучение младших школьников простым задачам по методике развивающего обучения Эрдниева П.
М.
II цикл – задачи на нахождение разности, уменьшаемого и вычитаемого.
Слайд 32Обучение младших школьников простым задачам по методике развивающего обучения Эрдниева П.
М.
I цикл – одновременное изучение задач на нахождение суммы и слагаемого. При изучении обратной задачи сначала решается прямая задача, чтобы преобразовав её, получить обратную задачу.
Слайд 33Исследовательская и экспериментальная работа
Анализ умений решения простых задач младшими школьниками на
этапе констатирующего эксперимента
Разработка и апробация содержания и методики младших школьников решению простых задач по методике УДЕ
Слайд 34Теория укрупнения знаний как объективная тенденция современной дидактики
Понятие укрупнения дидактической
единицы (УДЕ)
Технология обучения простым задачам по методике УДЕ
Методика обучение младших школьников простым задачам на основе УДЕ
Слайд 35Методика обучение младших школьников простым задачам на основе УДЕ
Связи по вертикали
(линейность) и по горизонтали (концентричность) наглядно видны в матрице девяти видов этих задач. Матрицирование знаний – эта характерная черта методической системы УДЕ.