Презентация, доклад Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития в рамках реализации ФГОС НОО

Содержание

Федеральные государственныеобразовательные стандартыФГОС Цель образования:– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Слайд 1«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития в

рамках реализации ФГОС НОО»
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития в рамках реализации ФГОС НОО»

Слайд 2Федеральные государственные
образовательные стандарты
ФГОС
Цель образования:
– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,

обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Федеральные государственныеобразовательные стандартыФГОС Цель образования:– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение

Слайд 3 Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, 
чтобы уметь

решать любые задачи.
Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Слайд 4Современные дети
-резко возросла информированность детей;
-относительно мало читают, особенно классическую

художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Современные дети -резко возросла информированность детей;-относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных

Слайд 5Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес современного ученика?
Каким образом

включить ученика в образовательный процесс?
Как обучать в новых условиях? Как удержать интерес  современного ученика?Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Слайд 6Классный коллектив
МОЩНОЕ АКТИВНОЕ
ПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕ
ДЕТИ)
ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ)
НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕ
ПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)

Классный коллективМОЩНОЕ АКТИВНОЕПОЛЕ (ОДАРЕННЫЕДЕТИ)ПОЗИТИВНОЕ ПОЛЕ (СРЕДНИЕ ДЕТИ)НЕЙТРАЛЬНОЕ ИЛИ ИНЕРТНОЕПОЛЕ (СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ)

Слайд 7Виды неуспеваемости
«ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ»
«МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ»
«НЕ ХОЧЕТ

И НЕ МОЖЕТ»
Виды неуспеваемости «ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ» «МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ»«НЕ ХОЧЕТ И НЕ МОЖЕТ»

Слайд 8Почему дети не хотят учиться??????
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И
ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ

В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
(В.А.Сухомлинский)
Почему дети не хотят учиться??????«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ ИПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ

Слайд 9Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,

влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.

Слайд 10Мотивация основывается на мотивах.
Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать,

совершать поступки.

Виды мотивов:
социальные: Связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности (долг, ответственность, понимание значимости учения; стремление через учение утвердить свой статус, добиться признания окружающих, иметь достойное вознаграждение за свой труд).

- познавательные: Это побудители, непосредственно связанные так или иначе с
содержанием учебной деятельности. Ориентация на эрудицию, удовлетворение от процесса обучения и его результатов; ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов, на приобретение дополнительных знаний.
Мотивация основывается на мотивах.Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Виды мотивов:социальные: Связаны с

Слайд 11Классификация мотивов:
Две тенденции
к достижению
успеха
к избеганию
неудачи
- постановка перед собой
позитивных целей;
- активный поиск

средств,
- свои победы и неудачи склонны
объяснять объёмом своих
усилий, своим старанием.

- не уверены в себе; боятся критики,
- с работой, где возможна неудача, у
них связаны только отрицательные
эмоции.
- Мотивация связана с низкой
самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Классификация мотивов:Две тенденциик достижениюуспехак избеганиюнеудачи- постановка перед собойпозитивных целей;- активный поиск средств,- свои победы и неудачи склонныобъяснять

Слайд 12В мотивации учения важную
роль играют:
содержание
учебного
материала
организация
учебной
деятельности:
формы, методы,
приемы

В мотивации учения важнуюроль играют:содержаниеучебногоматериалаорганизацияучебнойдеятельности:формы, методы,приемы

Слайд 13Методы мотивации

Методы мотивации

Слайд 14Доминирующие мотивы деятельности
На этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с

созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к учащимся, доверия, а также включение учащихся в познавательную деятельность.

На этапах подготовки к активной учебно-педагогической деятельности, на этапе усвоения новых знаний доминируют мотивы сотрудничества учителя и учащихся, включения школьников в активную познавательную деятельность и привлечение их к оценочной деятельности. Учитель сохраняет атмосферу доброжелательности, эмоционально излагает материал и раскрывает значимость новых знаний.

На этапах первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала и закрепления знаний доминирующим является мотив доверия, умение дать вовремя совет и оказать помощь ученику.

На этапе обобщения и систематизации знаний - атмосфера творчества, сотрудничества, доверия при включении учащихся в активную познавательную деятельность.

На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают мотивы
помощи учителя в виде советов.

Доминирующие мотивы деятельностиНа этапе организации начала урока доминирует мотив, связанный с созданием обстановки доброжелательности, внимательности учителя к

Слайд 15Основы учебной мотивации:
Ощущение успешности
Ощущение свободы
выбора
Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

Основы учебной мотивации:Ощущение успешностиОщущение свободывыбораОщущение самостоятельности процесса поиска знаний

Слайд 16Каковы причины спада учебной мотивации?

2. Какие способы ликвидации причин вы можете

предложить?
Каковы причины спада учебной мотивации?2. Какие способы ликвидации причин вы можете предложить?

Слайд 17Причины спада школьной мотивации
 Переизбыток медийной информации
 Возрастные особенности
 Умственное развитие

ученика
 Пропаганда легкого образа жизни
 Чрезмерные нагрузки
 Завышенные требования
 Негативное отношение ученика к учителю
 Негативное отношение учителя к ученику
 Стиль воспитания в семье
 Отсутствие личной значимости предмета
 Низкая продуктивность учебной деятельности
 Непонимание цели учения
 Страх перед школой
Причины спада школьной мотивации Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные

Слайд 18Причины, связанные с деятельностью учителя:
• учебный материал, используемый на уроке, не

способствует поддержанию
любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития
и уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом
их повторяет);
• приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению
активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке,
вопросы, рассчитанные только на запоминание);
• выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительное
отношение к учению.
•учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося
обучения;
• преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала,
закрепление, задание на дом);
• универсальной формой изложения нового материала является его изложение в
«готовом виде»;
•изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит
поэтому при сниженной работоспособности учеников;
• как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске.
• требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны,
соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим
особенностям учащихся.
Причины, связанные с деятельностью учителя:• учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержаниюлюбознательности, пробуждению интереса, не соответствует

Слайд 19Условия способствующие развитию познавательного интереса
1. Процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых

знаний,
задачи проблемного характера
2. Необходимо понимание нужности, важности,
целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его
разделов
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее
знаниями, тем он интереснее для учащихся
4. Обучение должно быть трудным, но посильным
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем
интереснее ему работать
6. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося.
Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем –
недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза
“было бы лучше, если…”
Условия способствующие развитию познавательного интереса1. Процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,задачи проблемного характера2. Необходимо понимание нужности,

Слайд 207. Создание проблемной ситуации.
8. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
9. Необычная форма

обучения. Урок- игра, урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов, разнообразные коллективные способы
обучения .
10. Привлекательная цель.
11. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и
явлений под необычным углом зрения.
12. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к
личному опыту ученика.
13. Позитивная психологическая атмосфера урока
14. Необходима дифференциация обучения
15. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
7. Создание проблемной ситуации.8. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.9. Необычная форма обучения. Урок- игра, урок-путешествие, ролевая игра,

Слайд 21Выводы:

 Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать.

 Развитие учебной мотивации требует

системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.

 Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Выводы: Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и

Слайд 22Проект решения педсовета

1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и

приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения качества
обучения.

2. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося.

3. Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся.

4. Классным руководителям, учителям предметникам учитывать в работе результаты диагностик учебной мотивации учащихся.

5. Изучить опыт классных руководителей, учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.
Проект решения педсовета1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть