Слайд 1Модель коррекционной программы по снижению эмоциональной депривации у детей дома ребёнка.
Разработала
модель коррекционной программы и
провела презентацию :
Цыплякова О.А.
В проведении программы участвовали воспитатели 2 ст.гр.: Милакина С,И, Сапига А.Ю., Резникова О.Н., Белова А.Ю.
Физ. Работник: Евтеева М.Е.
Муз. Работник Лаврова Е.
Слайд 2Ребёнок для своего здорового развития нуждается в первую очередь, в теплоте
чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов – например, недостаточность раздражителей органов чувств, отсутствие игрушек, недостаточность воспитания и образования.
Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатком сенсорной и социальной информации: наиболее заметно это в детях, с раннего детства оторванных от полноценного людского общения.
Слайд 3Под эмоциональной депривации понимается длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и
понимания, т.е. всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Многие авторы приравнивают понятия эмоциональной депривации к получившему широкое хождение термину «отсутствие материнской заботы».
Более лаконичное определение депривации, данное английским психологом Дональдом Хэббом - это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.
Слайд 4Актуальность проблемы.
Отклонения в психическом развитии воспитанников домов ребёнка, является неполноценное общение
с взрослыми, которое порождает цепь наслаивающихся по мере взросления ребёнка. Так же важным фактором, является замкнутость жизни в стенах одного помещения, отсутствия контактов с внешним миром, выключение из естественного быта людей.
Поэтому актуальность проблемы состоит в создании модели коррекционной работы по снижению эмоциональной депривации для детей Дома ребёнка, т.к. именно эти дети наиболее подвержены эмоциональной депривации.
Слайд 5Основная цель коррекционной программы
заключается в работе с симптомами эмоциональной депривации,
и для её реализации выделены следующие задачи:
1. Установление контакта и доверительного отношения ребёнка к взрослому;
2. Формирование навыков общения со сверстниками;
3.Развитие у детей навыков совместной деятельности, формирования внимательного, доброжелательного отношения друг к другу;
4.Закрепление форм общения в совместных играх, создание доброй атмосферы, позволяющей ребёнку чувствовать себя
уверенно и спокойно;
5.Снятия эмоционального напряжения,
агрессии, развитие эмпатии, тактильного
восприятия, создание эмоционального
климата в группе;
6.Развитие и совершенствование
активного словаря у детей;
7.Формирование вербальных способов
регуляции поведения ребёнка и его
эмоционального состояния.
Слайд 6В модели коррекционной работы будут использоваться следующие виды деятельности:
1. Игра. (Пальчиковые,
языковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры).
2. Труд.
3. Эстетическое воспитание (Утренники, развлечения, кукольный и пальчиковый театр).
4. Ознакомления с окружающим. (Экскурсии)
5 .Арт-терапия (Рисование, лепка, аппликация+коструирование).
Слайд 71. Игры направлены на создание и развитие положительных эмоций, коммуникативных навыков,
взаимодействия друг с другом, соизмерять свои движения, развитие речи, внимание, мышления и т.п., т.е. основных функций развития.
Слайд 8Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное
напряжение. Она способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Слайд 9Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Игра есть
наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Слайд 10Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь
и деятельность взрослых и сверстников.
Слайд 112.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Трудовое
воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Слайд 12 Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает
привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Слайд 133.Эстетическое воспитание детей - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее
эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Слайд 14
Цель: развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; совершенствование мелкой
моторики рук.
Эстетическое воспитание в детском доме необходимо рассматривать и как своеобразный путь всестороннего развития воспитанников и как непременное условие подготовки их к активной деятельности в любой сфере труда.
Слайд 15Результатами работы по эстетическому воспитанию детей и формированию системы эстетического воспитания можно
считать следующее:
- развитие эмоциональной отзывчивости на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы, формируется эстетический вкус;
- развитие эстетического восприятия народного и профессионального искусства, воспитание чувства прекрасного;
- формирование эмоционально-ценностного отношение к искусству и жизни, устойчивой потребности к общению с искусством в различных формах;
- развитие любознательности, потребности проявлять творческую инициативу;
Слайд 16Пальчиковый театр завоевывает популярность в последнее время. И это, вполне, объяснимо. Играя
в пальчиковый театр, ребенок тренирует внешнюю речь, т.е. учится искусству рассказчика, развивает воображение, учится не бояться аудиторию и еще много полезного. А главное, пальчиковый театр легко поместится в кармашке, и его можно брать на прогулку.
Слайд 174.Экскурсия один из видов занятий с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст
является тем самым возрастом, когда у ребенка формируется характер, происходит становление личности, природа и весь окружающий мир начинает восприниматься по – другому. именно в этом возрасте ребенка нужно больше водить по экскурсиям. Особенно большую роль играют экологические экскурсии, когда ребенок познает природу.
Слайд 18 Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях,
существующих в природе, материалистическом миропонимании. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы и окружающего мира.
Слайд 19Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота
природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
Слайд 20Детям нашего Дома ребенка устраивали несколько экскурсий в зоопарк, парк отдыха
и развлечений, ресторан. Для детей это было очень интересно и увлекательно. Они впервые познакомились с животными, увидели разнообразие растений и цветов. Даже поездка на автобусе была для них увлекательным занятием. Дети видели из окна автобуса окружающий мир. Им было интересно, что он такой большой, что по улицам движется много народа , что много домов, что едет такое количество транспорта…
Слайд 21
Детям очень понравилось в зоопарке. Они были поражены видом животных, их
поведением. Это объясняется тем что наши дети никогда не видели живых животных. Дети с удовольствием рассматривали животных, различных букашек, сравнивали одно с другим, находили сходство и отличия.
Слайд 22Дети были приглашены на экскурсию в президентскую школу. Дети познакомились с
новыми людьми, новым зданием-школой. Увидели много новых предметов. Дети познакомились с традициями и бытом казахского народа. Экскурсии были интересны и увлекательны. Для дошкольников важно знакомство с миром вне Дома ребенка.
Слайд 235. Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как
здоровье сберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.
Арт-терапевтические техники
Рисование – самый популярный метод арт-терапии
«Подумаю, что нарисовать. . . .»
Не имеет значения итог, куда важнее — сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками — это будет красиво!
Слайд 24
Можно сказать, что Дети получают важное послание от собственного подсознания. Данная
методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Это помогает расслабиться и снять напряжение.
«Бывает и такое настроение . . . .»
Слайд 25 Работа с соленым тестом тоже является одним из методов арт-терапии.
При
этом ставятся такие задачи, как развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.
Слайд 26Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек
воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне,.
Слайд 27Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для
детей, подверженных депривации. Они чаще всего очень сильно дезадаптированы. Им не хватает общения.
Как оказалось, Арт-терапия, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, что особенно актуально в нашем Доме ребёнка, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!
Слайд 28Часто используем новые изобразительные способы.
Во первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность,
направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ватными палочками, или разрисовываем себя.
Слайд 29Выставка работ наших детей еженедельно обновляется, что позволяет детям любоваться как
своими так и работами сверстников. Что и вызывает положительные эмоции, чувства и желания в дальнейшем создавать новые работы.
Слайд 30Заключения .
В коррекционной модели по снижения эмоциональной депривации были включены упражнения,
направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, экспериментирование со звуками, со славами; принятием на себя определённых ролей, формирование навыков сотрудничества и соблюдение правил. В процессе работы четко прослеживалось эмоциональная удовлетворенность процессом взаимодействия.
Слайд 31Следовательно, если в учреждениях интернатного типа больше использовать тактильности, положительных эмоциональных
проявлений при взаимодействии, особенно с детьми раннего возраста, то это способствует меньшему риску возникновения эмоциональной депривации, которая отрицательно влияет на развитие личности в целом. Кроме того, модель коррекционной работы подразумевала решение поставленных нами задач в начале исследования не на отдельных занятиях, а включенность в повседневную жизнь детей в Доме ребёнка.
Слайд 33Список литературы
1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Книга
для воспитателя детского сада. /А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. -128с.
2. Барабанова Е.И. Основы психодиагностики и психокоррекции / Е.И. Барабанова, Е.В. Дергачева. - Учебно – методическое пособие. Усть – Каменогорск, 2004. – 105с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : Норма и отклонения \ Г.М. Бреслав. – М.: педагогика, 1990. – 140с.
4. Вайнер М.Э. Психолого – педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников / М.Э. Вайнер // Вестник. Психосоциальной и коррекционно – реабитационной работы. – 1997. - №2. – С10 – 27.